Советская историческая энциклопедия
1.
(франц. sécularisation, от лат. saecularis, здесь — мирской, светский) — 1) Обращение гос-вом церк. собственности (преим. земли) в светскую. В таком смысле термин "С." впервые был употреблен при переговорах, предшествовавших заключению Вестфальского мира 1648. В раннем средневековье С. в значит. мере носила характер перераспределения гос-вом зем. собственности, передачи части земель от церк. феодалов светским (гл. обр. военно-служилому слою феодалов). Широкая С. была проведена в 1-й пол. 8 в. во Франкском гос-ве Карлом Мартеллом, раздававшим конфискованные церк. земли в качестве бенефиция военно-служилой знати. В Византии С. проводилась неоднократно, особенно императорами, поддерживавшими иконоборчество. В период образования централизованных нац. государств С. являлась одним из способов освобождения королев. власти от церк. опеки и укрепления гос. финансов за счет доходов духовенства (напр., путем конфискации имущества ордена тамплиеров в нач. 14 в.). Церк. землевладение, консервировавшее наиболее отсталые феод. порядки, являлось помехой в развитии капиталистич. уклада. Особенно большого размаха С. достигла в 16 в. и была связана с Реформацией. Требование С., выдвигавшееся идеологами Реформации — Дж. Уиклифом, Я. Гусом, М. Лютером, встретило поддержку со стороны части светских феодалов и феод. государей, стремившихся использовать С. в своих интересах. После подавления Крестьянской войны 1524-1525 нем. князья, присоединившиеся к Реформации, провели С. В 1525 гроссмейстер Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский секуляризовал земли ордена, образовав наследств. светское герцогство (Пруссию), вслед за этим были секуляризованы многочисл. церк. кн-ва Сев.-Вост. Германии (так была создана материальная база для возникающего прусского юнкерства). Аугсбургский религиозный мир 1555 узаконил С., произведенную в Германии до Пассауского договора 1552, но установил, что при последующем присоединении представителей духовенства к Реформации они теряют права на свои владения, к-рые возвращаются католич. церкви. Вестфальский мир 1648 санкционировал С., произведенную до 1624. С., проведенная в 1527 в Швеции (см. Вестеросские риксдаги), содействовала укреплению королев. власти. С. в широком масштабе сопутствовала распространению цвинглианства и кальвинизма в швейц. кантонах. Реформация в Дании сопровождалась переходом церк. земель в руки короля (1536), затем С. была распространена на подвластные в то время Дании Норвегию (1536) и Исландию (1540-50). В ходе Нидерл. бурж. революции 16 в. были секуляризованы церк. земли в Голландии, они переходили в руки буржуазии, крестьяне, потерявшие права на свои прежние зем. наделы, превращались в краткосрочных арендаторов или батраков. Реформации в Англи также сопутствовала С. монаст. имуществ (1536-39); в результате распродажи секуляризованные королев. властью земли перешли во владение буржуазии и джентри. С. ускорила процесс экспроприации англ. крестьян и способствовала процессу т. н. первоначального накопления (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 718-67). С. являлась существенным элементом агр. преобразований периода Англ. бурж. революции 17 в. (ордонансы 1646 об уничтожении архиепископств и епископств, С. и распродаже их земель). Во 2-й пол. 18 в., в период разложения феод. системы, когда феод. гос-во пыталось приспособиться к бурж. отношениям и шло на уничтожение сверху наиболее обветшалых феод. ин-тов, С. являлась важным элементом его политики — политика т. н. просвещенного абсолютизма (С., проведенная в Австрии Иосифом II, в Португалии — Помбалом, и др.).
=====
Сокрушительный удар феод.собственности церкви нанесла Вел. франц. революция: декретом от 2 нояб. 1789 церк.-монаст. земли были национализированы и в результате последующей распродажи в значит. мере попали в руки буржуазии. После Люневильского мира (1801) Наполеон, чтобы вознаградить своих союзников из нем. князей, разрешил им секуляризовать церк. княжества; в результате проведенной Наполеоном в 1803-04 в Германии "медиатизации" (ликвидация мелких нем. гос-в и присоединение их терр. к более крупным) были уничтожены почти все церк. княжества и др. духовные владения. С. проводилась также в период объединения Италии (наиболее крупные в 1855, 1866, ликвидация Папской обл. в 1870). Частичные С. производились в Португалии (1834 и 1910-11), Испании (1835, 1837 и 1932) и в др. гос-вах. Во Франции декретами 1901, 1904, 1905 были уничтожены вновь возникшие в 19 в. религ. ордена и конгрегации, церк. имущество передавалось гос-ву. С. способствовала ликвидации остатков феод. собственности, укреплению капитализма и бурж. гос-ва, в целом имела прогрессивное значение. С. осуществлялась в разное время и в нек-рых гос-вах Востока и Лат. Америки (напр., в Китае — указ 710 о С. земель буддийских и даосийских монастырей, С. в 845 значит. части земель и рабов буддийских монастырей; С. в Турции в результате Кемалистской революции — законы 1924-25; С. в Тунисе — законы 1956-57; в Мексике — законы 1833, 1856, конституция 1917). Однако С., проведенная феод. или бурж. гос-вами, означала лишь переход зем. собственности из одних рук в другие либо внутри класса феодалов, либо от одного господств. класса к другому — классу буржуазии; сохранялась частная собственность на землю; нар. массы никакой материальной выгоды от С. не получали; иногда С. сопровождалась резким ухудшением положения значит. части крестьянства. Впервые С. была проведена в интересах народа лишь в результате победы Великой Октябрьской социалистич. революции, когда церк. имущество в России декретом 1917 было объявлено всенар. достоянием. В зарубежных социалистич. странах в ходе агр. преобразований после 2-й мировой войны крупное церк. землевладение было ликвидировано (см. в ст. Монастыри).
=====
Лит.: Савин A., Англ. секуляризация, (М., 1908); Архангельский С. И., Из истории агр. законодательства эпохи Вел. англ. революции, "ИАН", Отделение общественных наук, 1931, No 10; Brück Н., Geschichte der katholischen Kirche im 19. Jahrhundert, Bd 1, Mainz, 1902; Tatham G. В., The sale of episcopal lands during the Civil wars and commonwealth, "The English Historical Review"; 1908, v. 23, No 89; Lesne Й., Histoire de la propriété ecclésiastique en France, t. 1-8, Lille — P., 1910-43; Buholzer J., Die Säkularisationen katholischer Kirchengüter während des 18. und 19. Jahrhunderts, Luzern, 1921; Kallen G., Der Säkularisationsgedanke in seiner Auswirkung auf die Entwicklung der mittelalterlichen Kirchenverfassung, "Historisches Jahrbuch der Görres-Gesellschaft", 1924, Bd 44, S. 197-210; Müssener H., Die Säkularisation der katholischen Kirche in Deutschland, Düsseldorf, (1928); Lehnert H., Kirchengut und Reformation, Erlangen, 1935.
=====
2) В Зап. Европе переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви, к-рый влечет за собой освобождение от церк. должности и утрату соответствующих прав. 3) С. наз. также освобождение культуры, науки от церк. опеки, церк. духовного влияния.
=====
Б. Я. Рамм. Ленинград.
2.
в России — обращение церк. собственности в светскую. С образованием Русского централизованного государства в кон. 15 в. пр-во Ивана III пыталось ограничить церк. землевладение, чтобы ослабить политич. влияние церкви. Однако, нуждаясь в поддержке церкви для борьбы с феод. раздробленностью и ересями, пр-во было вынуждено временно отказаться от С. (см. Нестяжатели, Иосифляне). Во 2-й пол. 16 — 17 вв. пр-во сделало новые шаги по ограничению церк. землевладения. В 1551, 1580-84 были приняты решения, запрещавшие монастырям приобретение земель и т. д. По Соборному уложению 1649 пр-во запретило духовенству и монастырям приобретать новые земли и в 1649-52 конфисковало гор. слободы и дворы церкви. Однако правительств. политика не была последовательной, поэтому во 2-й пол. 17 в. церк. землевладение росло (пожалования, в т. ч. царей, дары, мена и т. п.). По сравнению с 1653-54 число крест. дворов в церк. владениях увеличилось к нач. 18 в. примерно на 1/3. Монастырские крестьяне составляли в это время почти 1/5 всех крестьян России.
=====
Пр-во Петра I, стремясь ослабить политич. влияние церкви и пополнить доходы казны, провело в нач. 18 в. временную и частичную С. Все владения монастырей разделили на "определенные вотчины" (с них доход шел на содержание монастыря) и "заопределенные", отдававшие доходы гос-ву. С созданием Синода (что закрепило подчинение церкви императору) большинство вотчин вернули монастырям, однако часть своих доходов они должны были платить в казну. Во 2-й четв. 18 в. рус. православная церковь добилась нек-рого усиления своих экономич. и политич. позиций. Хищнич. эксплуатация способствовала разорению монаст. крестьян, вызывала их непрекращавшиеся волнения, к нач. 60-х гг. 18 в. волновалось ок. 100 тыс. чел. Чтобы ослабить волнения монаст. крестьян, а также пополнить гос. казну, истощенную в ходе Семилетней войны, пр-во в 1757 приказало создать спец. комиссию по проведению С. и решило передать управление монаст. и церк. вотчинами офицерам. Сопротивление духовенства на время задержало проведение этой меры. Новая волна крест. волнений привела к тому, что в 1762 пр-во Петра III опубл. подготовленный при Елизавете указ о проведении С. Возмущение духовенства и борьба придворных группировок за власть заставили Екатерину II на время — до 1764 — приостановить проведение С. В 1786 С. была распространена и на терр. Украины. Ок. 1 млн. душ муж. пола монаст. крестьян России (без Украины и Прибалтики) перешли в казну и стали наз. экономическими крестьянами. Для их управления была создана Коллегия экономии. При проведении С. к крестьянам перешла большая часть тех земель, к-рые они обрабатывали для церк. феодалов. С. была вызвана прежде всего страхом пр-ва перед волнениями крестьян. Она свидетельствовала о разложении феод.-крепостнич. системы в России. Проведя С., пр-во сохранило за гос-вом монаст. крестьян и не раздавало их помещикам, на чем настаивало дворянство.
=====
Лит.: Милютин В., О недвижимых имуществах духовенства в России, М., 1862; Горчаков M., Монастырский приказ (1649-1725 г.), СПБ, 1868; его же, О зем. владениях всеросс. митрополитов, патриархов и св. Синода, СПБ, 1871; Завьялов A., Вопрос о церк. имениях при имп. Екатерине II, СПБ, 1900; Верховский П. В., Населенные недвижимые имения св. Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших преемниках Петра Вел., СПБ, 1909; Церковь в истории России (IX в. — 1917 г.), сб., М., 1967.
=====
С. М. Троицкий. Москва.