Большая советская энциклопедия
I
Щедри́н
Николай Павлович (1858, Петропавловск, ныне Казахской ССР, — 10.1.1919, Казань), русский революционер-народник. Из дворян. Учился в Омской военной гимназии. В 1876 в Петербурге примкнул к «Земле и воле» (См. Земля и воля), после её раскола (1879) — член «Чёрного передела» (См. Чёрный передел). Весной 1880 вместе с Е. Н. Ковальской (См. Ковальская) организовал в Киеве «Южнорусский рабочий союз», автор его программы и многих прокламаций. Арестован в октябре 1880, 29 мая 1881 приговорён Киевским военно-окружным судом к смертной казни, замененной вечной каторгой, которую сначала отбывал на Карийской каторге (См. Карийская каторга) (был прикован к тачке), с 1882 — в Алексеевском равелине (См. Алексеевский равелин), с 1884 — в Шлиссельбургской крепости, где вскоре заболел психически. В 1896 переведён в Казанскую психиатрическую больницу, где и умер.
Лит.: Попов М. Р., Н. П. Щедрин, «Былое», 1906, № 12; Южно-русские рабочие союзы, [М.], 1924; Колосов Е. Е., Государева тюрьма — Шлиссельбург, М., 1930.
II
Щедри́н
Родион Константинович (р. 16.12.1932, Москва), советский композитор, народный артист РСФСР (1976). В 1955 окончил Московскую консерваторию по классам — композиции у Ю. А. Шапорина, фортепьяно у Я. В. Флиера. Создал значительные произведения в разных жанрах. Среди них оперы «Не только любовь» (1961), «Мёртвые души» (по Н. В. Гоголю, либр. собств., 1977), балеты — «Конёк-горбунок» (1960), «Кармен-сюита» (на основе оперы Ж. Бизе, 1967), «Анна Каренина» (1972; все пост. в Большом театре, Москва). В сочинениях Щ. органично сочетаются элементы русского фольклора и новаторские приёмы современного музыкального языка. Оратория «Ленин в сердце народном» (1969), Поэтория на слова А. А. Вознесенского (1968), 2 симфонии (1958, 1965), 2 концерта для оркестра — «Озорные частушки» (1963), «Звоны» (1968), 3 концерта для фортепьяно с оркестром (1954, 1966, 1973), произведения для фортепьяно, в том числе 24 прелюдии и фуги (1970), Полифоническая тетрадь (1972). Председатель правления Союза композиторов РСФСР (с 1973). Депутат Верховного Совета РСФСР 6-го, 9-го созывов. Государственная премия СССР (1972). Почётный член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1976). Член Советского комитета защиты мира (с 1962). Награжден 2 орденами, а также медалями.
III
Щедри́н
Семён Фёдорович [6(17).4.1745, Петербург, — 1(13).9.1804, там же], русский живописец-пейзажист. Брат Ф. Ф. Щедрина. Учился в петербургской АХ (1759—67); пенсионер АХ в Париже (1767—69; занимался у Ф. Казановы) и в Италии (1769—72), где оставался до 1776. Преподаватель (с 1776), акад. (с 1779), адъюнкт-ректор (с 1798) петербургской АХ, в которой заведовал также гравировальным ландшафтным классом (с 1799). Творчество Щ. связано с идеями Сентиментализма. Его сочетающие декоративные и видовые начала парковые пейзажи (преимущественно Петергоф, Гатчина, Павловск), при всей условности композиционных приёмов и цветового решения, проникнуты тонким чувством красоты природы, интересом к передаче конкретной местности («Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова», 1796, панно «Каменный мост в Гатчине у площади Конетабля», 1799—1800, обе — Третьяковская галерея, Москва). Щ. был одним из живописцев, утвердивших в русской живописи пейзаж как самостоятельный жанр, придавших ему национальный характер.
Лит.: Федоров-Давыдов А. А., С. Ф. Щедрин, в кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Восемнадцатый век, М., 1952.
Семён Ф. Щедрин. «Вид в окрестностях Петербурга». 1780-е гг. Третьяковская галерея. Москва.
IV
Щедри́н
Сильвестр Феодосиевич [2(13).2.1791, Петербург, — 27.10(8.11).1830, Сорренто], русский живописец-пейзажист. Один из основоположников русского реалистического пейзажа. Сын скульптора Ф. Ф. Щедрина, племянник пейзажиста С. Ф. Щедрина. Учился в АХ в Петербурге (1800—12) у М. М. Иванова и Ф. Я. Алексеева. Пенсионер АХ в Италии (с 1818).
Начав с пейзажей в духе классицизма, в Италии Щ. перестаёт преклоняться перед античностью и пристально изучает натуру. В отличие от предшественников, пишет этюды маслом, наблюдая цветовые и световые соотношения в пейзаже («Колизей», 1819, Третьяковская галерея, Москва). В серии видов «Нового Рима» (1823— 1825) передаёт вид города в целом с его современными и древними зданиями, обычной повседневной жизнью. Стремление к естественности и цельности передачи натуры приводит Щ. к поискам единства состояния природы и освещения, к Пленэру, единой тональности. В картинах «Малая гавань в Сорренто», «На острове Капри» (см. илл.), «Вид Сорренто близ Неаполя» (все — 1826, Третьяковская галерея, Москва) раскрывается поэтический образ природы, свето-воздушная среда передана тончайшей серебристой гаммой оттенков, жанровые мотивы растворяются в пейзаже. Ощущением неги летнего полдня, мирного покоя и счастья, красоты обыденной жизни проникнута серия «Террасы в Сорренто» (1825—28), в ней большее место занимают жанровые мотивы и одновременно намечаются некоторая напряжённость цвета, подчёркнутая эмоциональность. В пейзажах 1828—30-х гг. и особенно в картинах «Лунная ночь в Неаполе» (1828—29, Третьяковская галерея, Москва, и Русский музей, Ленинград) присутствует романтическая приподнятость, стремление к сложным световым и колористическим эффектам.
Пейзажи Щ. близки к полным поэтической гармонии образам Италии в творчестве русских поэтов К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского; обращение к реальному естественному облику природы, к непосредственной живописной передаче натуры, достижения в области пленэра открыли новый этап в истории русской пейзажной живописи.
Соч.: Письма из Италии, М.—Л., 1932.
Лит.: Коноплёва М., С. Ф. Щедрин, в сборнике: Материалы по русскому искусству, т. 1, Л., 1928; Фёдоров-Давыдов А., Русский пейзаж XVIII — начала XIX века, М., 1953.
Сильвестр Ф. Щедрин. Автопортрет. 1817. Третьяковская галерея. Москва.
С. Ф. Щедрин. «На острове Капри». 1826. Третьяковская галерея. Москва.
Сильвестр Щедрин. «Вид Сорренто близ Неаполя». 1826. Третьяковская галерея. Москва.
V
Щедри́н
Феодосий Фёдорович [1751, Петербург, — 19(31).1.1825, там же], русский скульптор. Брат Сем. Ф. Щедрина. Учился в петербургской АХ (1764—73) у Н. Ф. Жилле (пенсионер АХ во Флоренции и Риме в 1773—75 и в Париже в 1775—85). Академик (с 1794). Преподавал в петербургской АХ (с 1794; с 1818 ректор). Начав с работ, связанных с барочными традициями (исполненная бурной динамики фигура «Марсий», гипс, 1776, Научно-исследовательский музей АХ СССР, Ленинград), Щ. к концу 1770-х гг. стал одним из выдающихся мастеров скульптуры русского Классицизма. Для станковых произв. Щ. характерны классическая ясность образов, изящество и тонкость моделировки («Спящий Эндимион», бронза, 1779, «Венера» мрамор, 1792, обе — в Русском музее, Ленинград). Мастер монументально-декоративной пластики, Щ. добивался органической взаимосвязи декоративных и образно-содержательных начал, подлинного синтеза искусств, что особенно проявилось в героически-возвышенном, проникнутом гражданственным пафосом скульптурном оформлении Адмиралтейства (См. Адмиралтейство) в Петербурге (фигуры на колоннаде центральной башни, три фигуры на аттике, две группы «Морские нимфы», известняк, 1812—13, и др.). Выполнил также ряд портретов: Н. И. Панина (барельеф, мрамор, 1794, Исторический музей, Москва), А. А. Нартова (мрамор, 1811, Русский музей, Ленинград).
Лит.: Каганович А., Ф. Ф. Щедрин, М., 1953.
Ф. Ф. Щедрин. Барельеф «Несение креста» для Казанского собора в Ленинграде. Камень. 1807—11.