Крупный промышленный и культурный центр Поволжья. 856 тыс. жит. (на 1 янв. 1977). С кон. 18 в. значит. роль в развитии муз. культуры С. играли крепостные т-ры и оркестры, в т.ч. драм. труппа, оркестр и хор губернатора А. Д. Панчулидзева, к-рый в сер. 1810-х гг. построил для своего т-ра деревянное здание и ставил драмы и водевили с музыкой. Существовали также оркестр и хор композитора и скрипача Н. И. Бахметева и крепостной т-р Г. В. Гладкова (в построенном для него каменном здании; помимо комедий и трагедий, ставились также оперы M. M. Соколовского, Е. И. Фомина, А. Гретри, А. Буальдьё, Дж. Паизиелло). В гор. саду выступали воен. оркестры. С 30-х гг. 19 в. крепостные т-ры пришли в упадок, чаще появлялись приглашённые труппы. Расширился репертуар гор. т-ра (т-р Панчулидзева); в числе других спектаклей шли оперы А. Н. Верстовского ("Громобой", "Пан Твардовский", "Аскольдова могила"). Оркестр т-ра (в составе 23 чсл.) играл также перед спектаклями, а летом — в гор. саду. С 60-х гг. 19 в. в С. начались гастроли итал. оперных трупп (1866, 1874, 1876). Деревянное здание гор. т-ра было заменено в 1865 каменным (ныне в нём работает Саратовский т-р оперы и балета). Открылся летний т-р на окраине города. Позднее появилось ещё одно театр. здание купца Очкина (сгорело в 1920). В 1875 в С. гастролировала труппа П. М. Медведева, к-рая показала оперу Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"); эта труппа приезжала также в 1878 и 1881, в её репертуаре были оперы "Русалка", "Рогнеда", "Аскольдова могила". Спектакли труппы Медведева положили начало становлению и развитию в С. рус. проф. оперы, к-рая сыграла большую роль в культурной жизни города. В 1890 товариществом артистов под рук. А. М. Горин-Горяинова была создана постоянная оперная труппа (дирижёр — И. О. Палицын, певец и режиссёр — Н. В. Унковский, певцы — З. И. Эйбоженко, Д. В. Усатов). В 1894-1909 в С. давались спектакли Казанско-Саратовским оперно-драм. товариществом (антреприза М. М. Бородая, затем H. H. Собольщикова-Самарина). Дирижёром был В. И. Сук, режиссёром — H. H. Боголюбов. Позже работали дирижёры — Л. П. Штейнберг и А. М. Пазовский. В разные годы выступали певцы Э. Ф. Боброва, А. П. Боначич, Ю. Ф. Закржевский, М. Н. Инсарова, О. И. Камионский, Э. Я. Мелодист, Н. В. Унковский, П. И. Цесевич и др.; гастролировали артисты имп. т-ров, в т.ч. М. Е. Медведев. Репертуар включал рус. и зап.-европ. оперы, мн. из к-рых были пост. впервые в провинции. Позднее в С. сменялись разл. антрепризы.
В 40-е гг. 19 в. в С. существовал кружок любителей музыки. Руководителем его концертов был скрипач и дирижёр А. А. Мальков, во многом способствовавший развитию любительского музицирования в городе. В эти же годы начались регулярные занятия музыкой в частных пансионах и в женском ин-те, затем открылись первые муз. школы. Местные композиторы — Н. Н. Бахметев, Н. И. Ершов, В. Н. Пасхалов выступали исполнителями своих произв. или устраивали концерты любителей. Начиная с 50-х и особенно с 70-х гг. (в связи с открытием железнодорожного сообщения с Москвой) интенсивнее стала развиваться конц. жизнь города, чаще проводились гастроли музыкантов. В 1870-1917 здесь выступали: пианисты — Н. Г. и А. Г. Рубинштейны, А. Н. Есипова, А. Рейзенауэр, В. И. Сафонов, И. Гофман, позже С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин; скрипачи — П. Сарасате, Л. С. Ауэр, Б. Губерман, Я. Кубелик; виолончелист К. Ю. Давыдов, певцы — Д. М. Леонова, А. Фострём, Е. А. Лавровская, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, инстр. ансамбль "Чешский квартет" и др. В 1910, 1912, 1914 с симф. концертами выступал оркестр С. А. Кусевицкого. В 1873 в С. открылось отделение РМО, к-рое устраивало симф. и камерные концерты силами театр. оркестра. В 1884-1886 регулярные симф. концерты проходили под упр. дирижёра А. Н. Виноградского. В 1895-1912 было дано 29 симфонических (под рук. дирижёров В. И. Сука, Л. П. Штейнберга, К. С. Сараджева) и св. 140 камерных концертов, в к-рых участвовали гл. обр. местные музыканты. В 1906 создан Саратовский союз орк. музыкантов, к-рый устраивал нар. общедоступные симф. концерты.
В 80-е гг. Саратовское отделение РМО открыло муз. классы, преобразованные в 1895 в муз. уч-ще. В этот период в С. было организовано Об-во любителей изящных иск-в с муз. секцией. В 1912 была основана Саратовская консерватория. В ней работали педагоги М. Е. Медведев, Г. Э. Конюс, М. Л. Пресман, С. М. Козолупов, Л. М. Рудольф, Я. Я. и Э.Я.Гаеки и др.; среди выпускников — известные скрипачи Д. М. Цыганов и Я. И. Рабинович. Первоначально консерватория совмещала в себе муз. школу, уч-ще и собственно консерваторию. Силами учащихся и педагогов консерватории в 1912-17 было дано 18 симф. и 48 камерных концертов; среди дирижёров — А. К. Глазунов, В. И. Сафонов, Н. А. Малько. В 1916 была открыта Нар. консерватория. Во 2-й пол. 19 в. в С. активно работал муз. критик И. П. Ларионов, в нач. 20 в. — муз. критики тромбонист И. В. Липаев, в 20-40-е гг. — H. M. Архангельский (писавший под псевд. Марко Врун).
Значит. перелом в муз. жизни С. наступил после Окт. революции 1917. В 1918 создана Саратовская опера им. Н. А. Римского-Корсакова (существовала до 1920), одним из организаторов и руководителей был М. Е. Медведев; на сцене т-ра пели Ф. С. Мухтарова и Ю. С. Кипоренко-Даманский. Ставились в основном произв. рус. классиков. С 1928 в С. выступал оперно-балетный коллектив, явившийся прямым предшественником постоянного стационарного оперного т-ра в С. — Саратовского театра оперы и балета. Муз.-конц. работа велась Посредническим бюро работников иск-в (позже — Конц.-эстр. бюро), затем открывшейся в 1937 филармонией, при к-рой в 1946 был создан симф. оркестр (в составе 80 чсл.). Его организатором и первым гл. дирижёром был М. Ю. Школьников. Филармония систематически устраивает симф. концерты, приглашает на гастроли музыкантов-исполнителей из Москвы и Ленинграда. С 1955 при филармонии работает муз.-лит. лекторий, к-рый ведёт муз.-просвет. работу в городе и области (в его составе — певцы, инструменталисты, струнный квартет), имеется ряд эстр. коллективов. В 1958 филармония получила новое здание с конц. залом. Большую конц. работу ведут муз. отдел Саратовского радио (создан в сер. 20-х гг.), Хоровое об-во (осн. в 1958), обл. Дом нар. творчества и гор. Дом художеств. самодеятельности, дворцы культуры (в т.ч. старейший Клуб железнодорожников; с 20-х гг.). Ряд самодеят. хоров и муз. ансамблей приобрёл известность в стране и за рубежом, в т.ч. ансамбль "Саратовские гармошки" под рук. В. Н. Новикова. Концерты даются также учащимися и педагогами консерватории (в её зале была провозглашена Сов. власть в Саратове, и он получил назв. Октябрьский); в 1923-30 было дано ок. 100 симф. и множество камерных концертов, проведены циклы концертов из произв. Л. Бетховена и П. И. Чайковского. В 1924 консерватория была реорганизована в муз. техникум, в 1935 восстановлена как Консерватория им. Л. В. Собинова. В 1941-43 в С. была эвакуирована и работала здесь часть коллектива Моск. консерватории, педагоги её вели широкую конц. и муз.-просвет. работу. В послевоенный период открылись вечернее и заочное отделения. Ежегодно консерватория выпускает 130-150 музыкантов разл. специальностей, в ней ведётся н.-и. работа, издаются науч.-методич. сб-ки. Муз.-образоват. деятельность ведут также муз. уч-ща в С. и в обл. городах (Вольске, Балашове, Марксе), а также 61 муз. школа, в т.ч. 10 школ в С. В Педагогич. ин-те с 1960 имеется муз.-педагогич. ф-т. В 1956 в С. создано отделение CK РСФСР, в его составе (1977) 13 композиторов и музыковедов.
Литература: Евдокимов Я., Саратовская консерватория за 40 лет, в сб.: Научно-методические записки Саратовской гос. консерватории, Саратов, (1957); его же, Музыкальное прошлое Саратова (до 1917), в сб.: Из музыкального прошлого, М., 1960; Боголюбов H. H., 60 лет в оперном театре, (М.), 1967.
M. P. Гейлиг.