(франц. chanson — песня) — в широком смысле франц. песня во всех её историч. и жанровых разновидностях от древнейших времён до наших дней, включая старинные кантилены (см. Кантилена, 5), лэ, баллады, рондо, виреле, водевили, романсы, революционные и социальные песни 19-20 вв.
Истоки Ш. — в нар. эпич. песнях, из к-рых в эпоху средневековья развились эпич. поэмы, называвшиеся chanson de geste — "песнь о деяниях" (о подвигах, важных историч. событиях). Сохранилось старинное описание Ш. de geste, принадлежащее Й. де Грохео (ок. 1300): "Стихи cantus gestualis состоят из многих маленьких стихов, которые имеют рифмы. Но некоторые такие песни кончаются стихом, в отношении рифмы отличающимся от других... Число же стихов в этих песнях неопределенное и увеличивается сообразно количеству материала и желанию сочинителя. Одна и та же мелодия повторяется во всех стихах". Наиболее известная Ш. de geste — "Песнь о Роланде" (4000 строк), складывающаяся из различных по величине разделов, называемых лессами (laisses). Мелодии Ш. de geste не сохранились. Единственный дошедший до нас напев (в "Игре о Робене и Марион" Адама де ла Аль) имеет, по мнению Ж. Тьерсо, значительно более позднее происхождение, чем "Песнь о Роланде".
В творчестве трубадуров и труверов появились новые поэтич. формы, предназначенные для пения, — лирич. баллады, ронду, виреле, принадлежащие к группе рефренных форм. Они имеют строфич. организацию с определ. системой рифм и рефреном (т. н. твёрдые формы). Муз. схема ронду — АВаАаbАВ, строфы виреле — AbbaA (прописные буквы обозначают рефрены, строчные — повторение музыки с новым поэтич. текстом, но при сохранении структуры рифм). В 16 в. лирич. стихи, специально предназначенные для музыки, сочиняли крупнейшие поэты франц. Возрождения П. Ронсар и К. Маро. 1-е изд. "Любовных стихов" ("Les Amours", 1552) Ронсара вышло с музыкой К. Жанекена, П. Сертона и М. А. Мюре (в виде 4-гол. пьес на тексты 10 сонетов с указанием способа пения на ту же музыку 168 др. стихотворений). Большое внимание связи лирич. поэзии с музыкой Ронсар уделил в своём теоретич. трактате о франц. поэтич. иск-ве ("Abrйgй de lart poйtique franзais", 1565).
В историко-музыковедч. лит-ре назв. "Ш." применяется и в узком смысле — по отношению к франц. многогол. песне 15 -16 вв. В 16 в. Ш., выросшая на основе нац. песенных традиций — народных, иск-ва трубадуров, творчества Г. де Машо, и испытавшая влияние нидерл. полифонич. стиля (шансон Жоскена Депре, его предшественников и современников — Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, А. Бюнуа, Я. Обрехта, Й. Окегема, позже — О. Лассо), становится одним из самых значит. жанров не только французской, но и всей европ. ренессансной музыки. Повсеместному распространению Ш. способствовало изобретение нотопечатания, благодаря к-рому начиная с 1501, когда в Венеции О. Петруччи был издан сб. "Harmonice Musices Odhecaton", выходили в свет многочисл. печатные собрания Ш. Крупнейшие представители многогол. Ш. (наряду с названными) — К. Жанекен, К. Сермизи, К. Ле Жен, Г. Котле, Я. Аркадельт.
Тематика полифонич. Ш. очень многообразна (лирич., пасторальные, жанрово-бытовые, комич., сатирич., историч. сюжеты). В текстах широко применялись нар. стихи, в 16 в. — поэзия Ронсара и Маро. Для музыки Ш. характерно использование ранее существовавших мелодий, нар. или проф. светских, что было принято в муз. практике того времени, так же как и сочинение множества пьес на одни и те же напевы. В качестве тематич. материала в Ш. особенно часто использовались песни "Susanne un jour", "De tout bien plaine", "Fors seulement" (последняя использовалась в Ш. ок. 20 раз). Заимствованная мелодия чаще всего излагается в теноре как cantus firmus, изредка и в верхнем голосе. Она может приводиться без изменений, а также с орнаментальными украшениями; в более поздних Ш. (напр., у Лассо) сохраняется лишь её начало, а далее следует свободное развитие. В нек-рых Ш. такой cantus firmus повторяется неск. раз подряд, как бы воспроизводя куплетное строение песни. Контрапунктирующие голоса могут быть самостоятельными или основываться на интонациях тенора. Заимствованный напев может полностью проводиться в одном голосе; встречается также его дробление на отд. фразы, развиваемые в имитац. фактуре. В Ш. широко применялась канонич. техника; особенно многочисленны и оригинальны в этом отношении шансон Жоскена Депре (см., напр., двойной канон в Ш. "Basiez moy"). Иногда в Ш. используется не одна, а две нар. мелодии, звучащие одновременно; к таким Ш., представляющим собой разновидность кводлибета, относится и "La Fricassee" ("Смесь") Френо — соч., составленное из отрывков нар. песен (1538). В формах Ш. нередко встречаются повторения муз. разделов по схемам ABA ("Faulte dargent" Жоскена), ААВА ("Si de beautи vous" Котле), ABABA ("Au joli jeu" Жанекена), ААВВС ("Incessament livre" Жоскена), AABCC ("Quand je vous aime" Аркадельта).
На протяжении 16 в. Ш. претерпевала значит. изменения. Вместо композиций на cantus firmus появились свободные многогол. композиции. В творчестве Жанекена развивалась программная Ш., основанная на принципах изобразит. трактовки текста с использованием звукоподражат. приёмов ("Пение птиц", "Крики Парижа"). Особый успех имела его Ш. "Битва при Мариньяно" (1515), вызвавшая много подражаний. Сам Жанекен на основе этой Ш. написал мессу, относящуюся к типу месс-пародий. Подобное перенесение музыки светской Ш. в духовное соч. было характерно для иск-ва 16 в. "Битва при Мариньяно" известна и в инстр. переложениях — для лютни (Ф. да Милано, X. Нёйзидлер), для органа (Я. Пайкс), что также составляло один из распространённых в 16 в. видов муз. творчества, положивших начало самостоят. инстр. жанру — канцоне (canzon francese).
В творчестве Котле Ш. соприкасается с хроматич. и энгармонич. опытами итал. композиторов 16 в. — Н. Вичентино, К. де Pope. В предисловии к сб. Ш. (1570) Котле пишет о возможности создания музыки "более нежной и приятной, чем диатоническая", музыки, к-рая возникает при применении 1/3 тонов, для чего, по его мнению, нужно было бы построить спец. спинет.
Во 2-й пол. 16 в. создавались Ш. аккордово-гармонич. склада; гл. мелодич. голосом стал не тенор, а сопрано, что особенно характерно для Ш., написанных на стихи поэтов "Плеяды". Заметное влияние на эволюцию Ш. оказала основанная Баифом в 1570 "Академия поэзии и музыки", деятели к-рой пытались в своём творчестве возродить антич. муз.-поэтич. метрику. В гармонической по своему складу шансон К. Ле Жена, стремившегося подчинить музыку поэтич. размеру и считавшего себя первым, "извлёкшим бедную ритмику из могилы" (см. его предисловие к сб. "Весна"), каждой стиховой строке соответствует муз. фраза, выдержанная в определ. поэтич. размере с чередованием долгих и коротких звуков, но без обозначения муз. метра. Хотя отказ от муз. метра шёл вразрез с нек-рыми общими тенденциями в музыке данного периода, приведшими к возникновению потребности в тактовой черте, прогрессивным явлением в Ш. композиторов этого направления было развитие в них принципов нового монодич. стиля, на основе к-рого в 17 в. возникла опера. Из таких многогол. Ш., ставших по существу гомофонными, развились и сольные песни, в к-рых аккомпанемент поручался инструментам — лютне, теорбе, клавесину (air de cour).
Литература: Иванов-Борецкий M. В., Музыкально- историческая хрестоматия, вып. 1, М., 1929; Ливанова Т. Н., История западноевропейской музыки до 1789 г., М.-Л., 1940; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М.-Л., 1941, т. 2, ч. 1, М., 1953; Pелецис Г., Месса Жоскена... "Malheur me bat". (К вопросу о технике сочинения на cantus firmus), в сб.: Теоретические наблюдения над историей музыки, М., 1978; Jastй A., Chansons normandes du XVe siиcle, Caen, 1866; Paris G., Chansons du XVe siиcle, P., 1875; Tiersot J., Histoire de la chanson populaire France, P., 1889 (рус. пер. — Tьерсо Ж., История народной песни во Франции, М., 1975); Comte Ch., Laumonier P., Ronsard et les musiciens du XVIe siиcle, "Revue dhistoire littйraire de la France", 1900; Torchi L., Monumenti i documenti della musica pratica francese dal sec. XIV al XVII, "RMI", 1906, volume 13; Gerold T., Chansons populaires des XVt et XVIe siиcles, Stras. N. Y., 1913; GurlittW., Burgundische Chansons und deutsche Liedkunst des 15. Jahrhunderts, в кн.: Bericht ьber den musikwissenschaftlichen KongreЯ in Basel 1924, Lpz., 1925; Tresch M., Evolution de la chanson franзis, pt. l.Brux. — P., 1926; Marix J., Les musiciens de la cour; de Bourgogne au XV siиcle, Messes, motetes, chansons, P., 1937; Apel W., French secular music of the late fourteenth century, Camb. (Mass.), 1950; Lesure Fr., Les chansons а trois voix de Cl. Janequin, "Revue de Musicologie", 1959, v. 44; Marggraf W., Tonalitдt und Harmonik in dem franzцsischen Chanson zwischen Machaut und Dufay, "AfMw", 1966, Jahrg. 23, H. 1.
T. H. Дубровская.