Советская историческая энциклопедия
Шаманизм (от эвенкийск. (тунгус.) шаман — возбужденный, исступленный человек), — одна из ранних форм религии, сложившаяся у большинства народов мира в условиях первобытнообщинного строя. Осн. отличительная черта Ш. как формы религии: вера в то, что особые люди — шаманы, обладают сверхъестеств. способностью в состоянии экстаза вступать в прямое общение со злыми и добрыми духами, воздействуя на к-рых, могут лечить человека, гадать и т. п. Для Ш. свойственны определенные обрядовые действия — камлания (от кам, хам — назв. Ш. у нек-рых тюркских народов). Весьма сложные формы Ш. приобрело у ряда народов Юж. Сибири; шаманы этих народов пользовались спец. атрибутами ритуала (камлания) — бубен с колотушкой, особый костюм с различными подвесками и др. Считалось, что духи вселяются в шамана и что во время камланий он может созывать духов, совершать к ним путешествия, обращаться с просьбами и требованиями и даже бороться с ними. Каждый шаман имел своего духа-покровителя, а также духов-помощников. Нек-рые атрибуты шаманского ритуала осмыслялись как живые существа. Так, у тувинцев и ряда др. сиб. народов бубен считался конем, на к-ром шаман мог совершать поездки во время камланий в мир духов. Состояние экстаза сиб. шаманы вызывали обычно пением, ударами в бубен, исступленными плясками. Камлания у них протекали, как правило, в форме мистерий, в к-рых шаман перед неск. присутствующими лицами изображал перипетии путешествия в мир духов, сцены борьбы со злыми духами (для чего он нередко использовал приемы чревовещания, фокусы, гипноз и т. п.), при этом у самого шамана обычно возникали галлюцинации, включавшие видения духов.
=====
Приемы вызывания экстаза, степень "профессионализации", атрибуты ритуала, мир духов и др. у разных народов мира существенно различались. У андаманцев, напр., наблюдались лишь зачатки Ш.: считалось, что особые люди — "сновидцы" общались с духами и воздействовали на них в состоянии сна. Шаманы многих народов приводили себя в состояние экстаза, не пользуясь бубном и не имея ритуальной одежды. У нек-рых народов вообще не было выделившихся шаманов и их функции выполнялись любым взрослым человеком (напр., у ительменов шаманством занимались женщины, особенно пожилые). У отдельных народов Азии, Африки, Центр. Америки, Океании и др. р-нов мира Ш. либо его пережитки и поныне сосуществуют с более развитыми религиями. Элементы Ш. вошли во многие более поздние религ. системы. У народов Сибири и др. р-нов СССР Ш. почти полностью исчезло.
=====
Лит.: Попов А. А., Мат-лы для библиографии рус. лит-ры по изучению шаманства североазиатских народов, Л., 1932; Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936; Анисимов А. Ф., Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований, М.-Л., 1958; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Вайнштейн С. И., Тувинское шаманство, М., 1964; Басилов В. Н., Среднеазиатское шаманство, М., 1973; Oblmarks A., Studien zum Problem des Schamanismus, Lund — (a. o.), 1939; Paulson I., Hultkrantz Е., Jettmar K., Die Religionen Nordasiens und der amerikanischen Arktis, Stuttg., 1962.
=====
С. И. Вайнштейн. Москва.