(итал. saltarello, от saltare — прыгать) — итал. танец нар. происхождения. Исполнялся парой танцоров в подвижном темпе под аккомпанемент гитары и тамбурина. Наиболее ранние образцы содержатся в рукописи, относящейся к 14 в. (хранится в Британском музее в Лондоне):
Отд. танцы, называемые С. и встречающиеся гл. обр. в ранних источниках, существенно отличаются от традиц. типа этого танца. В 15 в. С. описывался как оживлённый танец из семейства бас-данс (франц. basse dance), в к-рое входили также павана, гальярда, тордьон и др. Муз. особенностью ряда С. является нерегулярный метр — чередование тактов в размерах 6/8 и 3/4:
Танец включал быстрые двойные шаги, к-рые прерывались поклонами, приходящимися на кадансы. С 16 в. близок гальярде; иногда С. объединялся в паре с пассамеццо или паваной, контрастными ему по темпу, но родственными по мелодико-гармонич. основе.
Важные итал. источники, содержащие муз. и хореографич. характеристику С. — книги Ф. Карозо "Il Ballarino" (1581) и "Nobilta di Dame" (1600). В 17-18 вв. С. вошёл в старинную инструментальную сюиту как один из разделов balletto, a также в камерную сонату того же названия. Его развитие и видоизменение продолжались вплоть до 19 в. Ф. Мендельсон использовал мелодию С. в финале своей "Итальянской" симфонии (ор. 90, 1833).
Литература: Arbeau Th., Orchйsographie, Langres, 1589 (faksimile, P., 1888); Вlume F., Studien zur Vorgeschichte der Orchestersuite im XV-XVI. Jahrhundert, Lpz., 1925; Kinkeldey O., A Jewish dancing master of the Renaissance in studies of Jewish bibliography, N. Y., 1929; его же, Dance tunes of the fifteenth century. Instrumental music, Cambr., 1959; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Мое L., Dance music in printed Italian lute tablature from 1507 to 1611, Cambr., 1956 (Diss.); его же, Le problйme des barres de mesure, в кн.: Le Luth et sa musique, P., 1958.
T. Л. Ляхова.