Советская историческая энциклопедия

РУССО

1.

(Russo), Винченцо (16.VI.1770 — 19.XI.1799) — итал. мыслитель и революционер, представитель радикального крыла неаполитанских просветителей конца 18 в. Демократически-эгалитарное учение Р. изображает идеальный общественный строй в виде республики, где каждый гражданин владеет участком земли, к-рую он обрабатывает собственным трудом, где гос. должности не оплачиваются. В республике Р. нет церкви. Путь к уничтожению имуществ. неравенства Р. видел в отмене права наследования. Социальная утопия Р. носила примитивный характер: он выступал против развития пром-сти, торговли, иск-в. Р. активно участвовал в патриотич. движении в Неаполитанском королевстве, в деятельности революц. клубов. В 1797 Р., приговоренный к тюремному заключению, бежал из Неаполя. Вернулся после свержения Бурбонов (1799). Был одним из виднейших деятелей Партенопейской республики (чл. законодат. комиссии). После падения республики Р. был казнен.

=====

Соч.: Pensleri politlci, Roma, 1798.

=====

Лит.: De Ruggiero G., Il pensiero politico méridionale.... Bari, 1922.

2.

(Rousseau), Жан Жак (28.VI.1712 — 2.VII. 1778) — французский философ, писатель, композитор. Сын швейцарского часовщика, потомка гугенотов. Систематич. образования не получил; позднее восполнил его чтением. В возрасте 13 лет поступил в учение к граверу. В марте 1728 Р. ушел из мастерской, переменил много профессий. В 1741 переехал в Париж, где завязал знакомство с просветителями. Это знакомство оказало большое влияние на развитие мировоззрения Р. В 1743-44 Р. был домашним секретарем франц. посланника в Венеции. Вернувшись в Париж, Р. принял предложение писать статьи для отдела музыки в редактируемой Д. Дидро и Ж. Л. Д'Аламбером "Энциклопедии". Вскоре Р. создает свои гл. философско-политич. соч., к-рые принесли ему славу оригинального мыслителя и вместе с тем вызвали преследования со стороны двора, парламента и католич. духовенства Франции, а также кальвинистов Женевы. В 1770-78 Р. жил в Париже, последние месяцы жизни — в Эрменонвиле, имении маркиза Р. Л. Жирардена.

=====

Помимо филос. трудов, Р. создал ряд произв. в области художеств. лит-ры: роман "Юлия, или Новая Элоиза" (Amst., 1761; рус. пер. 1769), педагогич. роман "Эмиль, или О воспитании" (1762), поэмы, стихи, комедии; муз. соч. — романсы, комич. оперу "Деревенский колдун" (1753) и др.; в области эстетики — "Письмо к Д'Аламберу о зрелищах" (Amst., 1758), статьи о музыке для "Энциклопедии", собранные позднее в сб. "Музыкальный словарь"; в области филологии — "Опыт о происхождении языков" (1761). Как художник Р. выступал против холодного, рассудочного классицизма, за близкое и понятное народу творчество. В лит-ре Р. стал одним из основоположников сентиментализма.

=====

Первым филос.-политич. соч. Р. был трактат на тему, заданную Дижонской академией: "Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов" (1750). На вопрос академии Р. ответил отрицательно. Он доказывал, что прогресс человечества от дикости к цивилизации во всех отношениях не является для него благом, что иск-ва и науки, умножая потребности людей, портят их нравы и все более сковывают свободу. В трактате "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" ("Discours sur l'origine et les fondements de l'inégalité parmi les hommes", Amst., 1755; рус. пер. — "О причинах неравенства", СПБ, 1907), написанном на новую тему, заданную Дижонской академией, Р. усматривал в неравенстве корень зла и бедствий человечества, утверждая, что возникновение частной собственности есть осн. причина разделения людей на богатых и бедных; неравенство усугубилось с появлением гос-ва и особенно деспотич. власти. Эта мысль Р. сыграла большую роль в развитии социалистич. идей, хотя сам Р. не выходил за рамки чисто политич. эгалитаризма. В отличие от др. мыслителей его времени, полагавших, что развитием человечества правит мнение, он выводил противоречия истории из материальных нужд людей. Обнаружив редкое для его века ист. чутье, Руссо в сжатой форме обрисовал путь развития материальной и духовной культуры. Ф. Энгельс писал, что выраженное в этом трактате учение Р. "...почти нарочито выставляет напоказ печать своего диалектического происхождения" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 143). Люди, писал Р. в том же трактате, в естественном состоянии были равны, с образованием общества государи становятся угнетателями, перед к-рыми все неравны, бесправны; свергнув деспотов, народы уже на более высокой ступени возвращаются к равенству. В трактате "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (Amst., 1762; рус. пер., СПБ, 1906, и др.) Р. выразил идею нар. суверенитета и права народов вернуть себе свободу, узурпированную тем или иным деспотом. Свобода в этом трактате понимается как добровольное, сознательное повиновение законам — теперь уже разумным законам гражд. общества. Декларируемая здесь теория, согласно к-рой в основе всякого общества лежит какой-то неписаный "договор", идеалистична, ибо получается, "...будто общественные отношения строятся людьми сознательно" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 136 (т. 1, с. 121)). Не понимая еще клас. борьбы и отожествляя гос-во и общество, Р. придает, однако, теории общественного договора радикально- демократич. характер. Народу, по Р., принадлежит и законодательная, и исполнительная власть. При этом Р. высказывает мысль о непередаваемости народного суверенитета и о праве утверждения и отвода, контроля и отзыва депутатов со стороны народа. В отличие от Вольтера, Р. не идеализировал английский парламент и тем более не верил в возможность "просвещенной монархии". Признавая гражданином только того, у кого "общественные дела берут верх над частными", Р. признавал частную собственность (в ее мелкобуржуазной, не совсем отделившейся от труда форме).

=====

Политические взгляды Р. выражены также в "Суждении о вечном мире", 1761 (рус. пер. в сб.: Трактаты о вечном мире, М., 1963), в "Проекте конституции для Корсики" ("Projet de constitution pour la Corse", 1765), в "Письмах с горы" ("Lettres écrites de la montagne", Amst., 1764), где содержится критика Малого Совета, бурж. олигархии, патрициата Женевы.

=====

Соратник энциклопедистов 18 в., Р. разошелся с ними в отношении к ист. прогрессу, оценивал последний отрицательно, идеализируя патриарх. устои и даже религ. веру (будучи враждебен к церкви), как "религию сердца" (см. главу "Исповедь савойского викария" в кн. "Эмиль"). Зато, в отличие от них, Р. считал народ активной ист. силой, на деле выступая как выразитель интересов крестьян, ремесленников, предпролетариата, т.е. наиболее угнетаемой части третьего сословия. Социально-политич. взгляды Р., при всей их противоречивости, в целом носили революц. характер. И сильные, и слабые стороны учения Р., особенно его идеи равенства и нар. суверенитета, отразились на мировоззрении якобинцев и нашли свое воплощение в их практич. действиях. М. Робеспьер назвал Р. "провозвестником революции". Культ верх. существа, учрежденный якобинцами, исходит из стремления Р. создать новую "гражданскую религию" вместо христианской, "поддерживающей тиранов". Через клубы и нар. общества идеи Руссо широко распространялись в народе.

=====

Передовых мыслителей России в учении Р. привлекало осуждение цивилизации, к-рая не удовлетворяет материальных потребностей большинства людей, идея равенства (А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский).

=====

Совр. бурж. исследователи творчества Р. проявляют тенденцию к модернизации Р. Одни авторы представляют Р. в качестве индивидуалиста (О. Krafft, La politique de J.-J. Rousseau, P., 1958; P. Burgelin, La philosophie de l'existence de J.-J. Rousseau, P., 1952; J. Starobinski, J.-J. Rousseau. La transparence et l'obstacle, P., 1958; H. Rohrs, J.-J. Rousseau. Vision und Wirklichkeit, Hdlb., 1957), другие называют его "сейсмографом наших кризисов" (Н. Lüthy, Seismograph unserer Krisen, "Der Monat", 1963, Januar, H. 172), дискредитируя при этом политич. теорию Р., называя его демократич. организацию общества "тотальным коллективом" — массовой тиранией над личностью. Влияние идей Р. они видят не только в революц., но и в реакц. движениях 20 в. Эта фальсификация руссоизма систематически разоблачается в сов. печати и в коммунистич. прессе капиталистич. стран (см., напр., статьи Р. Десне, Г. делла Вольпе, Г. Бесс во франц. журн. "Europe", 1961, No 391-92, nov.-déc).

=====

Соч.: Oeuvres complètes, t. 1-4, P., 1883; Oeuvres complètes, t. 1-, P., 1959 в рус. пер. — Избр. соч., т. 1-3, М., 1961; Об общественном договоре, М., 1938.

=====

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20 (см. Указат. имен); Плеханов Г. В., Ж. Ж. Руссо и его учение о происхождении неравенства между людьми, Соч., 2 изд., т. 18, М.-Л., 1928; Засулич В., Ж. Ж. Руссо, (М.), 1923; Алексеев-Попов В. С., Руссо и Великая франц. революция, в сб.: Тезисы конференции, посвящ. 250-летию со дня рождения Ж. Ж. Руссо, О., 1962, с. 14-28; Верцман И. Е., Судьба и совр. проблематика наследия Ж. Ж. Руссо, в сб.: Франц. ежегодник. 1962, М., 1963; Champion E., J.-J. Rousseau et la Révolution française, P., 1909; Chapman J. W., Rousseau — totalitarian or liberal?, N. Y., 1956; Healey F. G., Rousseau et Napoléon, Gen.-P., 1957; Broome JH., Rousseau, L., (1963); Besse G., J.-J. Rousseau, P., (s. a.); Soboul A., Audience des lumieres. Classes populaires et rousseanisme sous la révolution, "Annales historiques de la Révolution française", 1962, No 170, p. 421-38; его же, J.-J. Rousseau et le Jacobinisme, "Studi storici", 1963, No 1; Susanne M., Rousseau und die Gegenwart, "Geist und Tat", 1966, No 5.

=====

И. Е. Верцман. Москва.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте