Музыкальная энциклопедия

Роговой оркестр

Роговая музыка, — оркестр, состоящий из усовершенствованных рус. охотничьих рогов. Создан в 1751 капельмейстером оркестра С. К. Нарышкина виртуозом-валторнистом Я. А. Марешем (1715-94), чехом по национальности. Вошедшие в Р. о. рога были изготовлены из листовой меди, имели конусообразную форму, широкую мензуру и параболически загнутый верхний конец ствола с впаянным в него мундштуком валторнового типа. Каждый рог издавал только один звук, высота к-рого соответствовала длине канала ствола. Поэтому рога делались разных размеров, по одному на каждый звук хроматич. гаммы. Т. о., Р. о. представлял собой как бы разобранный орган, на каждой из труб к-рого (в нек-рых случаях на 2-3 трубах) играл отд. исполнитель. От музыканта Р. о. требовалось умение считать длительные паузы и в нужный момент издать звук соответствующей продолжительности. Роговые партии писались на нелинованной бумаге (лишь впоследствии стали использовать нотацию), в заголовке партии указывался тон рога; длительности звуков обозначались общепринятым способом (целые ноты, четверти, восьмые, шестнадцатые и т. д.), паузы — условными знаками, границы тактов — точкой или запятой.

Вскоре по образцу Р. о. Мареша были созданы многочисл. оркестры. Первые Р. о. могли издавать звуки в объёме 2 октав, затем диапазон их расширился до 4Ѕ октавы. Самый низкий по тону рог (А1) имел длину 2250 мм, самый высокий (d3) — 95 мм. Рога в оркестре разделялись на группы: дискантовую (canto), альтовую, теноровую и басовую. В соответствии с этим музыканты во время исполнения выстраивались в 4 шеренги. Басовые рога больших размеров опирались на особые подставки — треноги. Впереди оркестра стоял дирижёр ("уставщик"), к-рый взмахами рук и стуком палочки о пюпитр указывал ритм. Чтобы уравновесить звучность оркестра, рога высоких регистров (от тенорового D и до дискантового d) дублировались. Полный по составу Р. о. насчитывал 91 рог и до 40 и более исполнителей. В отд. оркестрах, принадлежащих высокопоставленным лицам, было до 200-300 инструментов и соответствующее число музыкантов. Р. о. обладал мощным и в то же время мягким, вибрирующим звуком, особенно эффектным при музицировании под открытым небом. Для экономии средств и ради сокращения числа исполнителей на рубеже 19 в. были сконструированы рога с клапанной механикой; они имели по три клапана и на каждом можно было извлечь 4 звука. В ансамбли таких инструментов входило иногда не более 7 человек. Репертуар Р. о. складывался гл. обр. из обработок рус. и укр. нар. песен, танцев, иногда ими исполнялись даже оперные увертюры и симфонии. Разучивание пьес требовало тяжёлого, изнурительного труда, поэтому для участия в Р. о. привлекались крепостные крестьяне или солдаты. Несмотря на значит. технич. трудности, музыканты Р. о. достигали высокого исполнит. мастерства. О роговой музыке сохранились многочисл. восторженные отзывы современников, в т. ч. М. В. Ломоносова, М. И. Глинки. В 1830-х гг. этот вид музицирования исчезает из муз. практики. Единичные попытки его возрождения успехом не увенчались.

Литература: Гинрихс И.-Х., Начало успеха и нынешнее состояние роговой музыки, пер. с нем., СПБ, 1796; Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века, т. 2, гл. 16 — Русская роговая музыка, М.-Л., 1928-29; Вертков К., Русская роговая музыка, Л.-М., 1948.

С. Я. Левин.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте