(санскр. — рага, хинди и бенгальский — paг, тамильский — ирагам) — один из видов инд. музыки, характерные особенности и манера исполнения к-рого формировались в течение мн. веков. Термин "paг" употребляется в разл. значениях, в основном сводящихся к двум категориям — структурной и эмоциональной; он подразумевает не только своеобразную форму муз. произв. этого стиля, но и столь же специфич. характер исполнения муз. звуков (свар) с их ладовыми особенностями и окраской (варна). Слово "Р." имеет множество значений, наиболее важные среди к-рых "цвет", "оттенок", "желание", "страсть", "стремление", "любовь", "печаль", "страдание", "боль", "зависть", "злоба", "жадность", "тон", "мотив", "песня". Многообразие эмоциональных состояний передаётся с помощью разл. способов окраски звука. Р. демонстрируют зависимость, существующую между принципами формообразования и характером исполнения. Записи инд. музыки, сделанные в совр. европ. нотации, не соответствуют её живому звучанию, т.к. не отражают мн. важные особенности пения и игры на муз. инструментах, отличающие исполнительскую манеру инд. музыкантов и остающиеся вне рассмотрения европ. исследователями. Однако именно при непосредственном прослушивании Р. обнаруживается их ладо-интонационное и колористич. своеобразие. Хотя Р. относятся к древним формам музицирования, они создаются и исполняются и в 20 в.; Р. передаются как устно, так и нац. нотным письмом — сварлипи. Нотное письмо соответствует особенностям инд. музыки; наиболее точно им фиксируются тембр и ритм удар. инструментов, сопровождающих исполнение R.
Р. основывается на том или ином звукоряде, к-рый называется тхат и включает семь, шесть или пять звуков. В тхате выделяются два осн. звука — вади и подчинённый ему самвади, к-рые исполняются на тампуре в виде бурдона. Звуки, составляющие тхат, могут быть как диатонич., так и хроматич. ряда; однако подобное разделение на диатонику и хроматику отвечает только европ. ладовому мышлению. Различают также тхат в восходящем (арох) и нисходящем (аврох) движении. Помимо звукоряда, Р. характеризуют особые группы звуков — интонации (пакар). Каждому Р. соответствует также определ. ритм (тал), характерный для сопровождения на табла или мридангаме.
Одной из важнейших особенностей инд. Р. является их интервалика.. Минимальное расстояние между звуками называется шрути; в октаве содержится 22 шрути, к-рые в нотном письме не фиксируются. Как и мелодич. развитие, шрути импровизируются, отражая эмоциональный характер исполнения. Однако импровизация подразумевает соблюдение интонационных норм данного Р. В 20 в. нек-рые музыканты вносят в исполнение одного Р. элементы других Р. Шри Нивас высказался за применение в них даже 12-звукового ряда.
Начало Р. (алап) исполняется певцом (певицей) или исполнителем на вине, ситаре, саранги, дильрубе, сароде, бансури в сопровождении тампура. Певец вокализует на "а" или к.-л. слог, напр. "та", "на", "ри", "нарэ", "нэнэри" и др. В начальной части Р. излагается осн. интонационный материал, а также содержится обращение к слушателям (слово "алап" означает "разговор", "беседа"). В этом разделе исполнитель демонстрирует знание всех особенностей Р. Алап — наиболее древняя форма музицирования, сохранившаяся до 20 в.; она отличается импровизационностью, свободой мелодич. развития, метра и ритма.
Второй крупный раздел Р. начинается игрой на табла или мридангаме, на к-рых воспроизводится принадлежащий данному Р. ритм. Этот раздел включает неск. частей, носящих самостоят. названия — стхайи, антра, санчари, абхог. Мелодич. материал алапа получает дальнейшее развитие: постепенно захватываются более высокие регистры, осн. интонац. группы (пакар) вариационно видоизменяются; в моменты наивысшего эмоционального накала могут возникнуть полиметрич. эпизоды. Разнообразные типы муз. структур могут создаваться импровизационно, в процессе исполнения; так, напр., в санчари нередко возвращается интонационный материал стхайи; в абхоге разрабатывается материал антра, но в ускоренном темпе. Во всех разделах сохраняются тхат и соответствующие данному Р. мелодич. обороты, к-рые варьируются по желанию исполнителя. Подобный тип развития называется тан ("растяжение"). Нек-рые особенности Р. зависят от мастерства и индивидуальности исполнителя; так, напр., не обязательно присутствие всех упомянутых частей Р. Существует также различие в исполнении Р. на юге и на севере Индии, что, по-видимому, обусловлено влиянием мусульманского муз. иск-ва на северную традицию.
Исполнение каждого Р. приурочено к определ. времени суток, делящихся на 8 трёхчасовых отрезков (прахар или пахар); Р. различают также по сезонам года. Выдающиеся исполнители Р.: Тансен (16 в.) — легендарный исполнитель алапов; Рави Шанкар, выступающий вместе с Али Акбаром и Гиан Гхошем; Вишну Дигамбар Полускар, Дабир Кхан, Кумар Гандхарва, Нараяна Менон, Лакшми Нараян Гарга и др.
Литература: Синявер Л., Музыка Индии, М., 1958, с. 39-49; Виноградов В. С., Индийская рага, M., 1976; Gangоlу О., Ragas and raginis, v. 1-2, Calcutta, 1934-35, то же, Bombay, 1948; Bandopadhyaya S. P., The origin of raga, Delhi, 1946; его же, The musik of India, Bombay, 1958; Danielоu A., Northern Indian musik, v. 1-2, Calcutta — L. 1949-54; Ayar С. S., The grammar of South Indian (Karnatic) music, Madras, 1939, 1951; Sambamoorthy P., South Indian musik, Madras, 1958; "Сангит-вишард" ("Музыкальный ученый"), Hatharas, 1958; "Сангит сагар" ("Океан музыки"), Hatharas, 1959.
M. А. Осокин.