Большая биографическая энциклопедия
Раффи
(Акоп Мелик Акопьян, 1832—1888) — известный армянский романист. Род. в Персии, сын купца; учился одно время в тифлисской гимназии, много путешествовал по Персии, России и Турции. В 1860 г. напечатал в "Северном сиянии" С. Назарьянца (см.) свое первое стихотворение и с тех пор продолжал писать; сначала терпел нужду, давал уроки, служил приказчиком в магазине, но к концу 70-х годов постепенно приобрел большую популярность как романист, сделался первым армянским беллетристом по профессии и мог существовать произведениями своего пера; умер в Тифлисе и похоронен при громадном стечении народа и выражениях симпатии со стороны всех сословий. Наименьшее значение имеют стихотворения Р. Гораздо выше этнографическо-художественные его очерки, написанные прозой (изображающие преимущественно персидскую жизнь) — "Гарем", "Хаспуши", "Биби Шарабани", "Дневник Хачагоха", с которыми можно сопоставить его интересные в этнографическом отношении "Письма из Персии" (напеч. в 1872 г. в газете "Мшак"). В некоторых повестях Р. обличаются темные явления окружающей жизни; сюда относятся "Золотой петух" (обрисованы отрицательные стороны купечества), "Обреченная" (резкие нападки на устарвшие обычаи и суеверия), "Бойня" (описано возмутительное состояние городской больницы) и др. Слава Р. основана преимущественно на его тенденциозных романах и повестях: "Джалаледдин" "Хент", "Искры", "Самуэл", "Давид-бек", изображающих тяжелое положение армян, которое Р. прекрасно изучил во время своих странствований. Патриотические мотивы начали определенно сказываться в творчестве Р. с 1877 г., когда русско-турецкая война вызвала у передовых армянских деятелей надежду на улучшение участи турецких армян или даже их освобождение от мусульманского владычества. Подобно Патканьяну (см.), Р. изображает зверства курдов и турок, сожжение сел и городов, похищение девушек для гаремов, взятки и вымогательства чиновников, непомерное обложение податями, глумление над христианской религией. Иногда он обрисовывает приниженность и забитость своих соотечественников, утративших всякую энергию и способность к борьбе, или обличает ренегатов-армян, подслуживающихся к турецким властям (Томас-эфенди в "Хенте"). Он выводит не раз представителей молодого поколения, смелых, независимых людей с определенной программой действий, сочувствием народу, ненавистью к его врагам, готовностью работать и бороться (Саргат в "Джелалледдине", Вардан и Дудукчиан в "Хенте", Аслан и Каро в "Искрах"). Их устами автор проводит свои заветные мысли, обращается к соотечественникам с проповедью обновления. "Самуэл" и "Давид-бек" — исторические романы, основанные на изучении подлинных документов; но, изображая прошлое родины, Р. постоянно имеет в виду ее современное положение, ищет в национальной истории уроков для турецк. армян конца XIX в. Лучшие произведения Р. часто слабы в художественном отношении, но обнаруживают у автора выдающийся публицистический талант. Влияние Р. было очень велико; даже простой народ оценил его сочинения и горько оплакивал его смерть; некоторые современные писатели, напр. автор рассказов из турецко-армянской жизни В. Папазьян и поэт Леренц, многим обязаны Р. Для неармян произведения Р. любопытны, как яркое выражение миросозерцания передовых армянских деятелей 70-х и 80-х годов. Ср. ст. Е. С. Некрасовой, "Армянский писатель Р." ("Мир Божий", 1892, кн. II), и Ю. Веселовского, "Р., биографический очерк", в I томе сборника "Армянские беллетристы" (М., 1893; там же переводы повестей "Гарем", "Обреченная", "Хас-пуши", "Джалалледдин" и отрывков из "Хента", "Искр", "Дневника хачагоха", "Давид-Бека" и "Самуэля"). Из других произведений Р. переведены на русский язык "Золотой петух" ("Новое обозрение", 1892), "Биби Шарабани" ("Мир Божий", 1892, кн. II), "Письма из Персии" ("Приазовский край", 1892).
Ю. Веселовский.
{Брокгауз}
♦
Раффи
[Акоп Мелик Акопян, 1835—1888] — армянский писатель. Р. в с. Паяджук (Иран). Сын крупного купца. Много путешествовал по Турецкой Армении и Ирану. Некоторое время был учителем в армянских народных школах на Кавказе. Выступил в литературе в 1860 ("Ахтамарский монастырь", напечатанный в "Юсиспайле"). Активно сотрудничал в газ. "Мшак" (Работник) — органе армянской либеральной буржуазии. Вслед за серией мелких рассказов из иранской (персидской) жизни появились в свет первые крупные произведения Р.: "Салби" (имя), "Захрумар" [1871] и "Воски акахах" (Золотой петушок), отображающие отсталый быт и нравы армянского купечества (Чанчур Иваныч, Масисьян). Консервативным персонажам противопоставлены представители нарождающегося торгово-промышленного капитала, ратующие за национальное возрождение армян, за светское руководство культурно-просветительными учреждениями, раньше находившимися в ведении армянского реакционного духовенства (Микаэль, Стапан).
Р. завоевал себе имя в литературе своими программно-тенденциозными романами "Джелаледдин" [1878], "Хенш" (Сумасброд) из периода русско-турецкой войны 1877—1878 и "Кайцер" (Искры, 1883). Эта трилогия отражает политический романтизм молодой армянской буржуазии, мечтавшей в ту пору об освобождении Турецкой Армении из-под ига султанизма, развитии ее производительных сил и превращении ее в рынок сбыта. В этих произведениях Р. проводил идею национального освобождения, акцентируя необходимость вооруженного восстания.
Выдвигая проблему социального неравенства, писатель мыслил последнее не как результат классовых противоречий в Турции, а как явление расовой вражды. Отсюда тот воинствующий национализм, носителями которого являются его персонажи — Сахрат ("Джелаледдин"), Вартан, Мелик-Мансур, Дудунчян, Аво, Аслан, Кюро ("Искры"). Это крайне идеализированные прообразы деятелей националистического движения, на протяжении десятилетия стремившихся к установлению буржуазно-демократического строя в Армении. Все они наделены чертами романтической героики, патриотизма. Персонажи эти надуманы, характеристика их неубедительна.
Проблема социального неравенства затронута и в "исторических" романах "Давид-бек" [1880—1881] и "Самуэл" [1885]. Но и эти романы лишены исторического значения, поскольку историческая действительность искажена в угоду тенденциям автора.
Творчество Р. первого периода характеризуется сплетением реализма и романтизма, второго — уходом в мир романтики, фантазии. Появление Р. в литературе ознаменовало новый этап развития художественной прозы (эволюция романа, расширение круга тематики).
Имя Р. на протяжении 30 лет было знаменем воинствующего национализма для армянских буржуазных партий. Для трудящихся масс советской Армении творчество Раффи не представляет особой ценности за исключением страниц из "Захрумара" и "Золотого петушка", а также "Полос земли", рисующих эксплуатацию армянского крестьянства.
Библиография: I. Кроме указ. в тексте: Один так, другой этак, Тифлис, 1890; Дневник Крестокрада, Тифлис, 1890; Повести и рассказы, изд. 2, Тифлис, 1891. Исторические работы: Пять княжеств, издание 2, Тифлис, 1895. Публицистика: Армянская женщина и армянская молодежь, Тифлис, 1890; Турецкие армяне, Тифлис, 1895; Орел Васпуракана, Тифлис, 1893.
II. На армянском яз.: Сурхатян, Мечты турецких армян и сон "сумасброда" Раффи, ст. в лит.-худ. сборнике, Тифлис, 1915; Его же, Армянская литература, т. І, Эривань, 1926; Ванандеци, Романы Раффи, Гиз ССР Армении, Эривань, 1928. На русском яз.: Макинцян, Очерк армянской литературы, в сб. "Армянская литература", под ред. М. Горького, СПб, 1916.
Е. Мартиросян.
{Лит. энц.}