Новая философская энциклопедия

ПРОСВЕЩЕНИЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ (франц. Lumière, нем. Aufklärung, англ. Enlightenment) – особый тип мировоззрения и философии, характеризующий культурную жизнь Европы и Америки в 18 в. Отличается антифеодальной направленностью, стремлением создать программу социальных преобразований и сформировать новый идеал человека. Центром по выработке такого мировоззрения стала Энциклопедия, издававшаяся в 1751–80 Дидро [ДИДРО](в первые годы совместно с д'Аламбером). Объединенные вокруг нее передовые мыслители хотели осуществить начертанный Ф.Бэконом план «великого восстановления наук», связывающий социальный прогресс с прогрессом научным. Требования политического равноправия признавались вытекающими из природного равенства людей. Исходным для всех просветителей стало понятие природы, которое по-разному трактовалось от отождествления природы с материальной субстанцией (Гольбах) до понимания ее как предмета эстетического восхищения и любования (Руссо). Важную роль в системе просветительских идей сыграло понятие воспитания. С ним связана установка на здравый смысл каждого индивида, поскольку он от природы наделен «естественным светом разума». Просветители стремились к широкому распространению своих идеалов через литературные произведения, философские трактаты, исторические сочинения, театральные пьесы, эссе.

ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ 18 в. представлено в философских трудах Монтескьё [МОНТЕСКЬЕ]и Ламетри [ЛАМЕТРИ], Вольтера [ВОЛЬТЕР]и Дидро [ДИДРО], Гольбахаи Гельвеция [ГЕЛЬВЕЦИЙ], Руссо [РУССО]и Кондильяка [КОНДИЛЬЯК]. Механистическое миропонимание, разрабатывавшееся на основе понятий ньютоновского естествознания, получило законченное выражение в «Системе природы» Гольбаха. Несмотря на высказанные Дидро эволюционные идеи, проблемы, поставленные им в «Мыслях об объяснении природы» и «Философских принципах относительно материи движения», в целом не выходили за пределы механицизма. Учение о человеке, развитое К.А.Гельвецием в сочинениях «Об уме» и «О человеке», в объяснении движущего принципа поведения людей исходит из утилитаристской концепции разумного эгоизма: по мнению Гельвеция, в основе всех поступков и чувств человека лежит материальный интерес. Отталкиваясь от теорий общественного договора, разработанных в 17 в. Гроцием, Пуффендорфом и др., Руссо развивает свою концепцию переустройства общества. Выдвинутые им понятия «общая воля», «суверен», «акт суверенитета», «неотчуждаемые права человека» стали ориентирами демократических преобразований, а его работа «Об общественном договоре» – знаменем Американской и Французской революций конца 18 в. Революционным настроениям Руссо противостоят надежды Вольтера на просвещенного монарха и содержащаяся в его сочинениях теория просвещенного абсолютизма, в контексте которой происходит борьба Вольтера с церковью: невежественные, фанатичные и порочные священнослужители должны быть отстранены от воспитания народа. Антиклерикальная направленность характерна не только для деистов (Вольтер) и атеистов (Гольбах, Дидро), но и для глубоко верующих мыслителей (Руссо). Исходное противоречие между природой и воспитанием обусловливало различные «парадоксы» в мышлении просветителей, которые были выявлены еще Дидро.

Литература:

1. Век Просвещения, под ред. Ф.Бродель. М.–Париж, 1970;

2. Hullinng M. The Autokritique of Enlightenment: Rousseau and the Philosophes. Boston, 1994;

3. Haupt M. Von Holbach zu Marx. Hamb., 1987.

АМЕРИКАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ было тесно связано с французским как вследствие распространения в Америке сочинений французских философов, так и благодаря личному участию некоторых французов (напр., Лафайета) в войне за независимость в Северной Америке. Американское Просвещение складывалось в виде двух главных, тесно связанных между собой направлений: одно из них было ориентировано на разработку социально-политической программы, другое – на обоснование природных свойств человека. Первое основывалось на социальных учениях, второе – на естественнонаучных достижениях тогдашней науки. В работе «Права человека» Т.Пейн [ПЕЙН]подчеркивал, что все люди рождаются равными от природы и должны иметь равные гражданские права. Гражданскими становятся те права, которые нельзя сохранить в одиночку – это т.н. «несохраняемые права». Третий президент Соединенных Штатов Т.Джефферсон, участвовавший в создании знаменитой «Декларации независимости», исходил из неотчуждаемых естественных прав личности (в их числе – жизнь, свобода и стремление к счастью) и незыблемых принципов народного суверенитета: все люди сотворены равными, законы, перестающие соответствовать новым условиям, должны быть изменены, а наилучшим государственным устройством объявляется республиканское правление, основанное на разделении властей (на законодательную, исполнительную и судебную) и установлении всеобщего и равного избирательного права. Идеи трактата Т.Пейна «Здравый смысл» обнаруживают сходство с аналогичными идеями трактата Гольбаха и перекликаются с мыслями, высказанными И.Алленом в работе «Разум – единственный оракул человека»: человек может опираться только на свой разум. Деизм в американском Просвещении получил большее распространение, чем во французском; известный ученый-физиолог Б.Раш высказывал предположение о вечности материи именно по причине ее сотворенности Богом.

Литература:

1. Американские просветители, т. 1–2. М., 1969.

Т.Б.Длугач

ПРОСВЕЩЕНИЕ В АНГЛИИ. Хотя в англоязычной литературе (Joscoique J.Joseph Rouk and the English Enlightenment. Cambr., 1994) не принято говорить об английском Просвещении, все же следует признать, что именно в Англии были высказаны и осуществлены некоторые программные идеи, инициировавшие просветительское движение на европейском континенте. Здесь следует назвать философа Д.Локка [ЛОКК], работы которого «Опыт о человеческом разумении», «Мысли о воспитании» и «Разумность христианства» вместе с трудами И.Ньютона имели основополагающее значение для культурной программы просветителей. Образцовыми стала также энциклопедия Д.Харриса (1704, выдержала пять изданий) и особенно полная энциклопедия Э.Чамберса (1728, 2-е изд. 1738), ставшая основой для французской Энциклопедии Д'Аламбера и Дидро. Значительными для английского Просвещения были работы Э.Коллинза, особенно его «Рассуждение о свободомыслии» (1713). Культурно-воспитательную программу Просвещения в Европе начали осуществлять эссеисты Д.Аддисон и Р.Стал в журналах «Зритель» (1709–11) и «Болтун» (1711–14).

ШОТЛАНДСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ – «белое пятно» в европейском просвещении. Вековечная соперница Англии Шотландия в социально-культурном отношении долгое время отставала от нее. Только в 1707, заключив Унию с Англией, утратив политическую самостоятельность и обменяв свой парламент на «свободу торговли», Шотландия смогла воспользоваться плодами демократических и экономических реформ. К сер. 18 в. экономический и культурный подъем преобразил Шотландию. Возникает образцово поставленное сельское хозяйство, ускоренными темпами прокладываются дороги, роются каналы, строятся мосты. Первый в Европе металлический завод построен в Шотландии, там же создан «перводвигатель» промышленного переворота – паровая машина Уатта. Древний Эдинбург – столицу Шотландии – называют северными Афинами, а переживаемую шотландскую эпоху – «Веком Перикла». В Шотландии появился свой Гомер – Оссиан, свой Геродот – историк У.Робертсон, свой Аристотель – Т.Рид [РИД], Д.Юм [ЮМ], А.Смит [СМИТ], позже Р.Бернс, В.Скотт уже не нуждались в сравнениях.

Выдающуюся роль в культурном подъеме страны сыграли университеты. Их курсы по естественно-научным и гуманитарным дисциплинам были самыми передовыми; в учебные программы были включены курсы, посвященные теоретикам естественного права Г.Гроциюи Пуфендорфу [ПУФЕНДОРФ], трудам Д.Локка, а также «Оптике» И.Ньютона. В это время в Кэмбридже последним словом науки считались еще декартовы вихри, а в Оксфорде Локк пребывал в долгосрочной опале.

Большое значение имела педагогическая деятельность профессора моральной философии университета Глазго Ф.Хатчесона [ХАТЧЕСОН], читавшего курсы по естественной религии, морали, юриспруденции, «теории правления» (изданы посмертно под титулом «Система моральной философии»). Самыми популярными были его воскресные лекции (их посещал юный А.Смит), где он толковал Новый завет в духе гуманизма, что совершенно расходилось с кальвинистскими догмами о всеобщей греховности, разделявшимися шотландской пресвитерианской церковью.

Самым известным из философов Шотландии в век Просвещения был Д.Юм, чья смелая критика религиозного сознания и церкви смущала даже его друзей (А.Смит, несмотря на просьбу Юма, отказался издать его «Диалоги о естественной религии»). Эссе Юма и особенно его «Естественная история религии» (1757) и «История Англии» (в 8 т., 1754, 1757, 1759–78) оказались весьма популярными на континенте (Гельвеций настоятельно предлагал Юму написать историю христианской церкви). Вместе с тем Юм был первым критиком просветительского рационализма. Широкой известностью пользовался Г.Хоум [ХОУМ], президент шотландского философского общества; его книга «Основания критики» получала иногда негативные (Вольтер, Винкельман), но большей частью одобрительные отзывы (Кант, Лессинг, Гердер). Вопреки господствующей нормативной эстетике классицизма книга Хоума восстановила высокую репутацию Шекспира, соединяя локковский эмпиризм с эстетикой реалистического искусства. Смит – «величайший шотландский мыслитель», по определению Г.Бокля, и Фергюсон – один из первых моралистических критиков коммерческого общества и его политических институтов – выдвинули фундаментальные идеи политэкономии и социологии. Влияние обоих просветителей прослеживается и в 19 в. в утилитаризме и классическом марксизме.

Шотландское Просвещение оказало влияние на русских просветителей (молодые русские ездили учиться в Шотландию к А.Смиту, У.Робертсону, в 18 в. в России неоднократно переводились сочинения Юма).

Литература:

1. Daiches D. The Paradox of Scottish culture. The Eighteenth Century Experience. L., 1964;

2. Gay P. Enlightenment. Interpretation. L., 1970;

3. Hume and Enlightenment. Edinbourg, 1974;

4. Lehmann W.O. Henry Home, Lord Karnes and Scottish Enlightenment. Study in national Character and the History of Ideas. The Hague, 1971.

M.А.Абрамов

НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ формировалось в условиях экономической отсталости, политической раздробленности, господства феодальных порядков и религиозной идеологии в Германии 18 в. Это во многом стало причиной умеренно-консервативного характера социально-политических воззрений немецких просветителей, их преимущественного интереса к философскому умозрению, к вопросам образования и нравственного воспитания. Наряду с Г.В.Лейбницем, Э.В. фон Чирнхаузом, ранними спинозистами (Ф.В.Штош, Т.-Л.Лау), пиетистами (Ф.Я.Шпенер, Г.Арнольд, А.Г.Франке) и др. особую роль в развитии просветительской философии сыграли X.Томазийи X.Вольф. Первый положил начало ее эмпирико-психологической линии, ориентированной на принципы здравого смысла и мирской «полезности» философии, второй – создал т.н. вольфовскую школу метафизики, представители которой пытались построить логически-последовательную и универсальную систему философских знаний, пригодную для просвещения и обучения. Попытки эти закончились превращением традиционного рационализма в догматическую схоластику и сближением вольфианства с линией Томазия и эклектической популярной философией позднего Берлинского просвещения (М.Мендельсон [МЕНДЕЛЬСОН], Фр.Николаи и др.). Тем не менее заслугой ряда вольфианцев (А.Г.Баумгартена, Г.Ф.Мейера, И.Г.Зульцера, И.И.Винкельманаи др.) стала разработка ими эстетики как особой науки о прекрасном и художественном вкусе, вопросов теории и истории искусства, классификации его видов и жанров и т.д. В полемике с вольфианским и просветительским рационализмом сформировались оригинальные гносеологические подходы Хр.А.Крузия, И.Г.Ламберта, И.Н.Тетенса [ТЕТЕНС], И.Канта [КАНТ], идеи И.Г.Гамана, литературного движения «Буря и натиск», романтизма, «философии чувства и веры» Ф.Г.Якоби [ЯКОБИ]и др. Важный вклад в становление принципов историзма, идеи эволюции и развития неживой и живой природы, человеческого общества, культуры, языка и т.д. внесли Г.Э.Лессинг, К.Ф.Вольф, И.Г.Гердер, К.Л.Кнебель, И.В.Гёте, В.Гумбольдт [ГУМБОЛЬДТ]и др. философы и мыслители.

Литература:

1. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962;

2. Гулыга А.В. Из истории немецкого материализма. М., 1962;

3. Жучков В.А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989;

4. Он же. Из истории немецкой философии XVIII века. Предклассический период. М., 1996;

5. Cassirer E. Die Philosophie der Aufklärung. Tüb., 1932;

6. Die Aufklärung in ausgewählten Texten. Stuttg., 1963;

7. Die Philosophie der deutschen Aufklärung. Texte und Darstellungen. Stuttg., 1990.

В.А.Жучков

ПРОСВЕЩЕНИЕ В РОССИИ. Русское Просвещение типологически сходно с классическими образцами западноевропейского Просвещения от Локка до Руссо и является национально-региональной разновидностью Просвещения как одного из направлений мировой культуры. Классической моделью его выступает французское Просвещение 18 в.

В 18 в., особенно в его второй половине, в Россию стали проникать сочинения Вольтера, Монтескьё, Гельвеция, Гольбаха, Дидро, Руссо и др., оказавшие влияние на все основные течения русской мысли, вплоть до официальной идеологии самодержавия (т.н. дворцовое просвещение при Екатерине II). Но до конца 30-х гг. 19 в. просветительские идеи не оформились в России в самостоятельное направление, они функционировали в рамках других направлений, таких, как дворянско-революционное, дворянско-либеральное, университетская философия, и лишь отчасти модифицировали русскую национальную мысль. Некоторые мыслители 2-й пол. 18 – нач. 19 в. сравнительно близко подошли к просветительскому типу мировоззрения (Я.П.Козельский, А.Н.Радищев, В.В.Попугаев, А.П.Куницин и др.). Просветительские идеи широко представлены в декабризме. Но национальная почва в тот период еще не созрела для восприятия целостных просветительских концепций. Различные направления русской мысли испытывали идейное влияние со стороны западной просветительской мысли, заимствовали просветительские идеи или выдвигали антифеодальные идеи, сходные с просветительскими (апелляция к разуму, науке, критика крепостничества с позиции «естественного права»), однако в силу фрагментарности, непоследовательности отдельные передовые идеи не могли превратить эти идейные течения в типично и развито просветительские.

С кон. 18 в. до 30-х гг. 19 в. Россия, подобно всей Европе, переживала реакцию на французскую революцию 1789–93 гг. и на якобинский террор. Прогрессивные концепции приняли романтические, антипросветительские, «франкофобские», «германофильские» философские формы. Лишь на рубеже 30–40-х гг. 19 в. антифеодальная русская мысль стала принимать формы, соответствующие уровню «эпохи Просвещения». Поэтому только 40–60-е гг. 19 в. стали русским веком Просвещения. Одна из характерных особенностей русского Просвещения – его синкретизм, своеобразное переплетение демократических, антифеодальных и антикапиталистических, социалистических и утопических идей, заимствованных из Европы.

Русское Просвещение выражалось в формах, существенно отличных от теоретических построений представителей других направлений антифеодальной идеологии – дворянской революционности, либерализма, народничества. Родоначальником русского Просвещения выступил В.Г.Белинский, ставший на позиции зрелого Просветительства во всех частях своего мировоззрения, в т.ч. и в философии, в последний период своей жизни, в 1840-е гг. В русле становящегося на рубеже 30–40-х гг. русского Просвещения действовали также М.А.Бакунин, А.И.Герцен, Н.П.Огарев. Расцвет русского Просвещения падает на 60-е гг. 19 в. Мировоззрение Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева и др. представляет наиболее зрелые, классические формы Просвещения в России. Просветители, выражая в своем мировоззрении потребности общественного развития по буржуазному пути, выдвигали принцип свободы – и как политико-юридический, и как широкий философско-исторический принцип. Истолковывая свободу в качестве потребности природы человека, они понимали ее как условие достижения личного и всеобщего блага во всех сферах жизни. Просветители признавали свободу индивида, но не были индивидуалистами. Мерилом свободы у просветителей является благо общества в целом, поэтому они считали возможным ограничить свободу индивида, коль скоро этого требует благо общества. Просветители не выдвигали, как правило, требования ликвидации сословий, а стремились к установлению между ними политического равноправия. Среди просветителей не было полного единомыслия по вопросу о форме государственного устройства. Среди них были республиканцы и сторонники «просвещенной монархии». Феодальному миру всеобщего неравенства просветители противопоставили идеи равенства, в первую очередь равенства политико-юридического.

По основной ценностной ориентации просветительская философия мыслителей круга Белинского – Чернышевского носила антифеодальный характер, а по основному познавательному содержанию представляла собой философию антиспекулятивную, антитрансцендентальную, антиметафизическую, антропоцентрическую и по основной тенденции материалистическую. Религиозное свободомыслие является системообразующим принципом русского Просвещения, тогда как атеизм – признак его отдельных представителей. Русское Просвещение оформилось в период, когда в Западной Европе уже существовали развитые диалектические философские концепции, противостоявшие механистической философии 18 в., в т.ч. просветительской. Поэтому в русском Просвещении диалектические идеи оказались представленными в гораздо большем объеме, нежели в западноевропейских просветительских концепциях.

Как и их западноевропейские предшественники, русские просветители акцентировали необходимость связи философии с потребностями жизни общества и сознательно поставили ее на службу определенной социально-политической идее. Философия, т.о., выступает у них орудием не только познания действительности, но и ее оценки, и преобразования. Проблематика философии оказывается тесно увязана со сферой морали, юриспруденции, политики, духовной культуры в целом. Русские просветители 1840–60-х гг. перед философией ставили задачи и цели, в конечном счете соответствующие их общественно-политическим идеалам и объективно, а часто и осознанно, – революционно-демократической практике.

Литература:

1. Проблемы русского просвещения в литературе 18 в. М.–Л., 1961;

2. Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения. М., 1971;

3. Щипанов И.Я. Философия русского просвещения, 2-я пол. 18 в. М., 1971;

4. Пустарнаков В.Ф. Общественно-политические и философские идеи Н.Г.Чернышевского в дореволюционной историографии русской мысли. – В кн.: Н.Г.Чернышевский в общественной мысли народов СССР. М., 1984;

5. Он же. Идейно-философское наследие Н.Г.Чернышевского в советской историографии русской мысли. – Там же, с. 75–116;

6. Он же. А.В.Луначарский и Н.Г.Чернышевский. – В кн.: Дискуссионные проблемы исследования наследия Н.Г.Чернышевского. М., 1984;

7. Русская мысль в век просвещения. М., 1991;

8. Моряков В.И. Русское просветительство 2-й пол. 18 в. (Из истории общественно-политической мысли России). М., 1994.

В.Ф.Пустарнаков

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте