Советская историческая энциклопедия

ПРОГРЕСС

Общественный (лат. progressus — движение вперед) — восходящее, поступательное развитие человеческого общества от низших ступеней и форм к высшим. Идея П., тесно связанная с признанием закономерного характера развития общества (см. Закономерность историческая), была впервые отчетливо сформулирована в 18 в. просветителями (теории прогресса Тюрго, Кондорсе) и нашла наиболее глубокую (в домарксистской филос. мысли) трактовку у Гегеля (хотя и на идеалистич. основе). Идеологи победившей буржуазии выхолостили из нее революц. содержание (имевшееся в теориях П. просветителей); идея П., истолкованная в духе "автоматич. эволюции" (Г. Спенсер) и односторонне обращенная к прошлому, постепенно стала инструментом апологетики капиталистич. строя, оставаясь при этом одной из самых популярных идей бурж. социологии 19 в. Но уже с последней трети 19 в. и особенно в эпоху империализма критика действит. пороков старых теорий П. (антиисторизм, эволюционизм, идеалистич. характер и произвольность критериев П., европоцентристская ограниченность, недооценка сложности, многоплановости и противоречивости ист. процесса и др.) стала использоваться реакц. учеными для отрицания П. вообще. Понятие П. зачастую подменяется идеей ист. круговорота, по существу отрицающей идею П. (см. Цикличности теории). Наконец, создаются новые теории П., к-рые, не отрицая П., в то же время фальсифицируют саму проблему, давая ей приемлемую для современного бурж. общества интерпретацию. Напр., П. признается в области науки и техники, но отрицается в обществ. отношениях и культуре или утверждается, будто бы технический П. сам собой разрешит все социальные противоречия (У. Ростоу, Ж. Фурастье и др.).

=====

Проблема П. является предметом острой идеологич. борьбы, вокруг нее концентрируются наиболее острые и насущные вопросы совр. эпохи, связанные с перспективами обществ. развития человечества. Ист. пессимизму, свойственному многим совр. бурж. теориям обществ. развития (и объективно отражающему ист. обреченность капитализма), противостоит марксистско-ленинская концепция П., проникнутая глубоким ист. оптимизмом. Она базируется на общей теории марксизма-ленинизма, на материалистич. понимании истории и ее движущих сил. Открыв объективные закономерности обществ. развития и рассматривая П. как объективную закономерность, марксизм дал науч. определение П. как последовательной исторически необходимой смены обществ.-экономич. формаций. Марксизм сумел выявить объективный, научный критерий П.: считая определяющей, ведущей стороной в жизни общества произ-во материальных благ, марксизм в качестве осн. объективного критерия П. — при сравнении между собой больших ист. эпох — принимает уровень развития производит. сил, а мерой П. считает возрастание производительности человеческого труда. При этом марксисты не вырывают технику из социального контекста, ибо человек, обладающий определенными знаниями и опытом, большей или меньшей заинтересованностью в результатах своего труда, воплощает в себе данный уровень производит. сил не в меньшей мере, чем приводимая им в действие техника. Рост производительности труда, прогрессирующее раскрепощение трудящихся масс, добываемое в борьбе против эксплуатации, вовлечение все более широких народных масс в активную, творческую ист. деятельность, демократизация обществ. жизни, ограничивающая возможности реакции сдерживать социальный П., распространение образования, культуры среди все более широких слоев населения — таковы важнейшие элементы прогрессивного развития человечества.

=====

Характерной чертой поступательного развития человечества является ускорение П. по мере перехода от ранних к более поздним ист. периодам.

=====

Но марксизму чуждо упрощенное, недиалектич. понимание П.: "... Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 6 (т. 22, с. 296)). В истории отд. народов имели место более или менее продолжительные периоды застоя или даже регресса, а нек-рые народы вообще исчезли с лица земли; П. различных сторон социальной жизни совершается не одновременно и не параллельно (см., напр., высказывание Маркса о развитии искусства, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 736). Неразрывной частью марксистского понимания П. является представление об антагонистическом характере П. в эксплуататорском обществе. Так, П. техники и развитие обществ. разделения труда, колоссально повышая его производительность, одновременно превращают человека в "частичного" работника; сравнительно высокий уровень жизни немногих развитых капиталистич. стран достигнут во многом за счет беспощадной эксплуатации колоний и т. д. Неравномерный характер П., а также временный упадок и даже регресс в отдельных сферах деятельности являются проявлениями в первую очередь именно противоречивого, антагонистич. характера П. Обществ. П. прокладывает себе дорогу в ходе ожесточенной борьбы между передовыми и реакц. силами общества, он воплощается в жизнь в процессе освободит. движения народов против всех форм социального и нац. гнета, в созидательном труде и ист. творчестве трудящихся масс. Марксизм указал и ист. перспективу обществ. развития: переход от капитализма к социализму и коммунизму в мировом масштабе, к-рый будет иметь своим последствием гигантское ускорение П. и сделает результаты П. достоянием всего человечества — такова генеральная линия обществ. П. в совр. эпоху.

=====

С переходом человечества в коммунистич. формацию кончается, по выражению Маркса и Энгельса, предыстория человечества и начинается его подлинная история, когда обществ. П. протекает уже не в форме социальных конфликтов, а в форме планомерного поступательного развития, опирающегося на науч. познание объективных закономерностей общества и сознательное ист. творчество народов.

=====

Лит.: Кон И. С., О понятии ист. П., в сб.: Проблемы развития в природе и обществе, М.-Л., 1958; его же, Прогресс, в кн.: Филос. энциклопедия, т. 4, М., 1967, с. 381-83; Жуков Е. М., Понятие П. в мировой истории, "ВАН СССР", 1961, No 4; Какое будущее ожидает человечество?, Прага, 1964; Семенов Ю. Н., Обществ. П. и социальная философия совр. буржуазии, М., 1965; Асланян Г., Идея П. в бурж. философии истории, Ер., 1965 (библ.); Рутенбург В. И., Прогресс и его противники, в сб.: Критика новейшей буржуазной историографии, Л., 1967; Чайлд Г., П. и археология, пер. с англ., М., (1949); Niceforo A., Les indices numériques de la civilisation et du progrès, P., (1921); Bury J. В., The idea of progress..., 3 ed., N. Y., 1955. См. также ст. История, Исторический материализм и лит. при этих статьях.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте