Музыкальная энциклопедия

Предложение

Наибольшая часть периода, завершающаяся каденцией. Обычно П. существует только как часть целого. В ряде случаев оно всё же способно обособляться и приобретать самостоят. значение. Это в первую очередь относится к незамкнутой главной партии сонатной формы. Она нередко излагается в форме начального П. периода, второе П. к-рого перерастает в связующую партию и подводит к побочной партии. В результате только первое П. периода оформлено как тематически и структурно целостное построение, оно и является формой главной партии (Л. Бетховен, 1-я соната для фп., часть 1).

В простой трёхчастной форме И. может выполнять функцию периода как формы её частей. В этих случаях в структуре a1 b а2 раздел а — не период, как обычно, а П. (А. Н. Скрябин, Прелюдия ор. 7 No 1 для одной левой руки).

Различие между П. и слитным периодом связано гл. обр. с типом заключит. каденции — в периоде она полная, в П. — половинная. Играет роль и степень развитости тематич. материала, завершённости его изложения; завершённость, хотя бы относительная, предполагает период, а явная незавершённость — П. Существует иная точка зрения, исходящая от классич. нем. муз.-теоретич. школы (X. Риман). Согласно этой концепции, всякое одночастное построение без каденции внутри него, независимо от типа завершающей его каденции, есть П. (Satz); период, не делящийся на П., в этом случае трактуется как П.

Литература: см. при статье Период.

В. П. Бобровский.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте