Советская историческая энциклопедия
(от греч. pragma — дело, действие) — 1) П., прагматическая история, — такой этап в развитии исторического познания, при к-ром историк, не ограничиваясь простым ист. описанием, дает объяснение ист. событиям, усматривая однако их причины преим. в побуждениях отдельных людей (политич. деятелей, полководцев и т.д.); при этом нередко осн. целью познания прошлого считается извлечение уроков на будущее (отсюда — прагматич. история — то же что поучающая история). П. характерен для ист. воззрений античности (Фукидид, Полибий, у к-рого впервые употреблен термин "П." (Pol., XII, 25), Тацит), эпохи Возрождения, части бурж историков.
=====
2) Направление бурж. философии конца 19-20 вв., к-рое рассматривает значение науч. понятий, идей и т.д. с точки зрения практич. последствий основанных на них действий, а истину по существу отождествляет с полезностью, выгодностью. Один из вариантов П. — инструментализм (основатель — амер. философ Дж. Дьюи). В области обществ. наук для сторонников П. характерен плюрализм, к-рый они откровенно противопоставляют марксистскому монистич. пониманию истории; крайний релятивизм (история, по мнению прагматистов, отражает не ист. прошлое, а лишь совр. конъюнктуру), утверждение, что ход истории зависит от инициативы великих людей, к-рые руководят "косной массой" — народом. П. дает "филос. обоснование" религии с позиций ее "полезности" (утверждение одного из основоположников П. амер. философа У. Джемса — гипотеза о боге истинна, если она служит удовлетворительно).
=====
П. наиболее широкое распространение получил в США (особенно в 30-е гг.), импонируя амер. буржуазии своим "деляческим духом".
=====
В историографии филос. П. послужил идейным обоснованием для "переписывания" истории под углом зрения интересов совр. империалистич. реакции (презентизм). См. также статьи Дьюи, Презентизм, Историография и лит. при них.