Биологический энциклопедический словарь
Способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутр. и внеш. факторов. П. включает процессы, при помощи к-рых животное ощущает внеш. мир и состояние своего тела и реагирует на них. П. рассматривают в разл. взаимосвязанных аспектах, важнейшими из к-рых являются экологические, эволюционные, физиологические и психологические.
П. одноклеточных организмов складывается в осн. из автоматич. перемещений в сторону раздражителя или от него (положит, и отрицат. тропизмы и таксисы), причём раздражителями могут быть сила тяжести, свет, химич. компоненты среды, темп-pa и т. п. Уже эти элементарные формы П. требуют механизмов прямой и обратной связи между рецепторами клетки и её двигат. системами (реснички, жгутики). В П. простейших обнаружены зачатки индивидуальной приспособляемости — привыкание к стимулу, способность выбора между пищ. и непищ. объектами и др.
У многоклеточных с повышением их организации всё более важное место в П. занимают индивидуально приобретённые компоненты, обусловленные разл. формами обучения. При этом генетически обусловленное (инстинктивное) П., специфичное для каждого вида, образует основу П. особи. Индивидуально приобретённые компоненты П. обеспечивают реализацию врождённой стратегии и создают возможность для импровизаций в случае неожиданных изменений во внеш. условиях. Накопление индивидуального опыта обеспечивает т. н. опережающее отражение действительности, получившее макс, развитие у высших позвоночных и проявляющееся в способности экстраполировать прежний опыт па новые ситуации. У человека в основе П. лежит уникальная способность к планированию будущих действий и использование языка (языковое П.) для фиксации долговрем. планов и для передачи их от поколения к поколению.
В индивидуальном П. условно выделяют повседневное П. (самосохранительное, пищевое, комфортное, исследовательское и др.), способствующее поддержанию жизнедеятельности, и сигнальное П., обеспечивающее общение особи с себе подобными (см. биокоммуникация). Систему взаимодействий между особями в популяции принято наз. социальным П. Позитивные взаимодействия способствуют образованию группировок, важной (но далеко не единственной) функцией к-рых является обеспечение встречи половых партнёров и спаривания (половое П.). Если родители проявляют заботу о потомстве (родительское П.), образуется семейная группа или семья. Негативные взаимодействия (агрессивное поведение, агонистическое поведение) способствуют рассредоточению особей, а у видов, ведущих групповой образ жизни, ограничивают число особей в группе (см. иерархия).
Разл. типы П. взаимообусловлены и тесно переплетаются друг с другом. Система целостного П. особи организована по иерархии, принципу: низшие уровни организации представлены элементарными действиями, высшие — сложными последовательностями (ансамблями) относительно простых действий. Реализация ансамбля П. определяется совместным влиянием на организм внутр. и внеш. факторов. Напр., общая схема движения конечностей при передвижении насекомых задаётся эндогенной программой генерации нервных импульсов, тогда как сигналы извне, поступающие через рецепторные системы, регулируют адекватность выполнения действий в данных конкретных условиях (преодоление препятствий, коррекция силы ветра и т. п.). Готовность особи к реализации тех или иных программ П. подчиняется эндогенным ритмам (см. биологические ритмы).
Стремление животного к выполнению той или иной поведенч. программы определяется психофизиол. механизмами мотиваций, имеющими сложную нейрогормональную природу. Мотивация приводит к развитию целенаправленного (аппетентного) П., выражающегося в активном поиске соответствующего ей внеш. стимула (пища, гнездовой материал, половой партнёр и т. д.). Будучи найден, такой стимул играет роль пускового механизма (триггера),обеспечивающего выполнение заключит, поведенч. акта (питание, гнездостроение, спаривание). При отсутствии искомого стимула возможна реакция «вхолостую» (напр., спаривание с неодушевлённым объектом, с особью др. вида и т. д.). Мн. сложные ансамбли П. разворачиваются во времени по типу цепных реакций. Выпадение того или иного звена цепи приводит к неадекватному П. Особи, не сумевшие приступить к размножению или утратившие потомство, пытаются отобрать детёнышей у др. родителей, а затем нередко бросают приёмыша, обрекая его на гибель (у пингвинов, чаек, нек-рых обезьян). Врождённые автоматизмы, преобладающие в раннем возрасте, в процессе онтогенеза обогащаются индивидуально приобретённым опытом, за счёт чего П. становится более гибким и приспособительным. У видов, не проявляющих заботы о потомстве, молодняк появляется с готовой на все случаи жизни программой П., к-рая может быть весьма сложной. Напр., у мн. одиночных ос самка находит определённый вид жертвы, парализует её, переносит в заранее выкопанную норку, откладывает яйцо на определённую точку тела жертвы и замуровывает норку. Ещё более сложны программы, свойственные нек-рым головоногим моллюскам, ракообразным, общественным насекомым. Напр., у самца нек-рых осьминогов одно из щупалец, захватив с собой запас спермы, заключённый в сперматофоре, отрывается от тела и уплывает на поиски самки; нек-рые крабы маскируют себя с помощью губки, к-рую краб обрезает клешнями по размеру своего тела, переворачивает вогнутой стороной кверху, ложится спиной в это углубление, а затем переворачивается на ноги с губкой на спине. Эволюц. становление таких поведенч. адаптации во многом ешё неясно.
П. животных служит предметом изучения мн. науч. направлений: нейрофизиологии, бихевиоризма, зоопсихологии, этологии, социобиологии, генетики поведения и др. С 70-х гг. 20 в. усиливается тенденция к синтезу разных подходов в стремлении создать общую теорию П.