Представление о себе как о человеке определенного пола. Складывается из самосознания половой идентичности (представление человека о том, на сколько он похож на людей своего пола) и представления о том, на кого бы он хотел быть похожим (полоролевые экспектации). Половое сознание формируется на протяжении всей жизни, и в каждый жизненный период у него своя специфика. Моментом, запускающим половое сознание, является простое приписывание ребенка к мужскому или женскому полу. В дальнейшем, основываясь на простом подражании и на сознательном соотнесении себя с людьми своего пола, ребенок начинает осваивать половые роли. К 5 годам у индивида вырабатывается стойкая половая идентичность, проявляющаяся в представлении о константности пола (см. Половое поведение).
В зависимости от широты используемого полоролевого репертуара, половое сознание в течение жизни может расширяться или сужаться. Расширение полового сознания ведет к личностному росту и улучшению коммуникативных навыков, сужение сковывает личностный рост и ведет к закрепощению половых стереотипов. В формировании полового сознания наблюдаются сильные отклонения от ощущения себя человеком с полом, противоположным своей телесной оболочке (см. Транссексуализм), до других вариаций в половых ориентирах и предпочтениях (см. Бисексуальность, Гомосексуализм).