Новая философская энциклопедия

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА – одна из древнейших общественных наук, составная часть комплекса политического знания, образованного политической философией и собственно политической наукой, включая теоретическую и эмпирическую. Датировать сколько-нибудь определенно появление политической науки можно лишь двумя способами: отнести ее появление к истокам синкретической политической мысли, объединявшей философию и науку, т.е. к 6–7 вв. до н.э., к античной эпохе греческих учений об обществе, политике, человеке и мироздании. Античный натурфилософский космизм, объединявший Небо и Землю, общества богов и людей, состоял отнюдь не из рудиментарных представлений о политической организации совместной жизни людей и роли в ней человека. В античных учениях о политике, власти, государстве наряду с их философскими трактовками отчетливо выражены эмпирические исследования (напр., структуры власти у Платона [ПЛАТОН], полисных организаций у Аристотеля [АРИСТОТЕЛЬ]) и теоретико-политические построения (теории политических режимов, типов государственного строя и др.).

Др. способ датировать возникновение политической науки – попытаться определить момент самоопределения науки, дифференциации политической науки и политической философии, формализованной в самом названии «политической науки». Потребовалось, однако, свыше 2,5 тыс. лет, чтобы потребность в такой дифференциации была осознана и обособление политической науки стало фактом. Этот процесс затянулся потому, что и политическая философия конституировалась как самостоятельное направление практической философии лишь в 19, а еще точнее, в 20 в., когда она стала обособляться от философии права, моральной философии, специфической «философии государства» (Т.Гоббс [ГОББС]), хотя политическая философия (как и политическая наука) была в центре внимания всех, за редкими исключениями, крупнейших философов.

Размежевание философии и науки о политике было взаимным. Одним из первых о таком размежевании заявил А.Росмини, автор работы «Философия политики», но произошло это только в 1839. Конституированию политической науки мешало не только ее смешение с философией, но и представление о политике как государстве (античная институциональная традиция: «Республика» Платона, «Политика», т.е. учение о полисе, Аристотеля,– продержавшаяся до кон. 19 в.). Еще в 1852 Л. фон Штайн называл свои политико-научные исследования «Системой наук о государстве», а Г.Еллинек в 1900 издал «Общее учение о государстве» в качестве фундаментального труда о политике.

Помимо обычной внутренней дифференциации различных видов знания на два уровня – философский и специально-научный, политическая наука должна была (как и философия) обособиться от юридического знания. Органическая связь политики и права, особенно в их институциональных, государственных формах, долго сдерживала самостоятельное развитие политической науки. Более того, эта связь с каждой новой эпохой укреплялась. В эпоху античной полисной организации государства в Греции в практической политике сочетались коллективные решения государственных дел, законотворчество народных собраний и судопроизводство, осуществляемое избираемыми коллегиями граждан, а после 462 г. до н.э. – народным судом (гелиэей); в Риме раньше началось формирование судебной власти и ее отделение от политической власти народных собраний, тем не менее политическое участие и правовой суверенитет народных собраний еще были тесно связаны друг с другом (один из примеров тому – «Семпрониев закон» Гая Гракха 123 до н.э., которым вводился суд присяжных). В недемократических, монархических, имперских режимах исторический процесс разделения политики и права вытеснялся процессом их одновременной концентрации. В последующие эпохи, начиная с романо-средневекового периода и вплоть до кон. 19 в., с комментаторов Кодекса Юстиниана (529) до юристов Новейшего времени проблемы власти и политики решались прежде всего как правовые проблемы: передача народу власти, а суверену, правителю права издавать законы вместе с требованием исполнения им законов как основы политического управления; борьба за право на законотворчество между парламентом и монархом; борьба городских коммун и провинциальных парламентов за право управлять в соответствии с собственными нормами. Обособиться от политического юридизма было чрезвычайно трудно и политической философии, и политической науке. Не случайно еще в 17 в. сугубо политические сочинения формулировались как правовые: «О праве войны и мира» Г.Гроция(1625), свою философию политики Г.В.Ф.Гегель [ГЕГЕЛЬ]еще представлял как «философию права». Тем не менее вся история политической мысли Европы наполнена крупнейшими авторами и трудами научно-политического и весьма конкретного направления. Среди них: Августин [АВГУСТИН](«О граде божьем», 413–426), Фома Аквинский [ФОМА АКВИНСКИЙ](«О принципах государственного правления»), Данте Алигьери («О монархии», 1310), Марсилий Падуанский [МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ](«Защитник мира», после 1342), К.Салютати («О тиране», 1400), Б.Сакки (Платина, «О государе»), М.Пальмиери («О гражданской жизни», 1430), Н.Макиавелли [МАКИАВЕЛЛИ](«Государь», 1513), М.Лютер [ЛЮТЕР](«О светской власти», 1523), Ж.Боден [БОДЕН](«Шесть книг о республике», 1576–78), Ф.Гвиччардини («Рассуждения об устройстве Флорентийской республики», 1521–25) и др. Позже, в 1603, И.Альтузиус опубликовал «Упорядоченную методическую политику» – эскиз учебника по политической науке. Наконец, в 1898 Г.Моска [МОСКА]издал свою работу «Элементы политической науки». В 1925 появилась работа Б.Кроче [КРОЧЕ]«Элементы политики». В 20-е гг. 20 в. вместе с развитием конкретной социологии начинается бурное развитие политической науки, которая быстро превратилась в комплекс специализированных наук.

Среди факторов, повлиявших на формирование современной политической науки, следует особо отметить десакрализацию политики, потребность в рационализации политического знания, усложнение общества, увеличение масштабов политического участия общества в институтах власти, появление новых информационно-технических средств, резкое повышение ответственности при принятии и осуществлении решений, превращение политики в массовый процесс, требующий специального управления и мн. др.

Однако автономный процесс формирования политической науки шел параллельно процессу ее дифференциации от политической философии по трем направлениям:

1) Предметная дифференциация. Существует незначительное количество объектов, которые специфичны только для политической философии и которыми не занимается политическая наука, напр. политическая утопия и мифология, превращенные формы политического сознания и действия и ряд др. Большинство же политических объектов охватывается всеми видами политического знания, но их предметная специфика в сфере философского и научного знания позволяет их достаточно ясно различать. Так, для политической философии политическая свобода – некая универсальная сущность, условие бытия, проблема возможности и условий самой свободы, отношений внутренней и внешней свободы. Для политической науки существуют конкретные свободы, реальные воплощения этой универсалии, классификация свобод, построение теории отдельных свобод, исследование условий и следствий их реализации и т.д. Различие этих двух видов знания не столько в глубине абстракции, сколько в разделении труда путем их предметной специализации.

2) Функциональная дифференциация политической философии и науки о политике столь же двойственна: политическая философия прежде всего выясняет сущность политических объектов, политическая наука открывает закономерности, тенденции, а сущностные проблемы оставляет в стороне; политическая философия выполняет деонтологические функции по определению идеальных и универсальных начал политики, политическая наука устанавливает ее конкретные практические нормы и формы; в то же время общественные, познавательные, обучающие, прогностические, критические функции политической философии и политической науки различаются, по-видимому, лишь масштабами.

3) Дифференциация по методам политической философии и политической науки. Философия пользуется в основном разными видами рефлексии, критической оценкой процесса познания политики, выявлением рациональных и иррациональных начал этого процесса, его результатов и самой рефлексии, производящей такую оценку, а также критической самооценкой такого анализа и выводов из него (напр., при анализе порождения утопии). Политическая наука использует ряд специальных методов – системный анализ, моделирование, кибернетические представления о прямых и обратных связях, ответных реакциях в политике, экологические методы (пространственные и средовые), сравнительно-сопоставительный анализ (в теориях политических режимов, процедур, управления, структур, организаций и др.), теорий обмена (из экономики) и др.

На эмпирическом уровне политическая наука исследует организацию власти (избирательные процедуры), общественное мнение, пропаганду, работу институтов. В этом случае применяются статистические методы, специальные приемы создания образа политика, процедуры риторики, традиции политической атрибутики (эмблематики), организация политической сцены и др.

Теоретические построения политической науки (исследование институтов, систем и структур, политического процесса) связаны с методами смежных дисциплин – социологии политики, психологии политики, исторических наук, теорий организации, управления, теории игр и др.

Литература:

1. Duverger M. Méthodes de la science politique. P., 1959;

2. Meynaud J. Introduction à la science politique. P., 1959;

3. Sartori G. Questioni di metode in sciensa politica. Firenze, 1959;

4. Van Diy Ke. Political Science, a Philosophical Analysis. Stanford, 1960;

5. Meehan E.Y. A Theory and Methode of Political Analysis. Ill., 1965;

6. Charlesworth I.C. Contemporary Political Analysis. N. Y., 1967;

7. Sartory G. La scienza politica, Storia delle idee politiche, economiche e sociali. Torino, 1972, v. VI.

И.И.Кравченко



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте