Техника. Современная энциклопедия
подво́дный тоннель
При наличии на трассе автомагистралей или железных дорог, крупных рек, морских заливов и проливов возникает проблема, что сооружать: мост или тоннель? В больших портовых городах, куда заходят океанские лайнеры, мост пришлось бы поднимать на высоту 15-этажного дома, а подходы к мостам в условиях городской застройки могут потребовать к тому же ещё и сноса зданий. Строительство разводного моста и его эксплуатация также обходятся недёшево. В этих условиях подводный тоннель оказывается предпочтительней, т. к. не нарушает условий судоходства, сохраняет сложившийся архитектурный ансамбль города. К недостаткам подводного тоннеля относится необходимость устройства искусственной вентиляции, освещения и водоотвода. Подводные тоннели могут сооружаться под дном водотока при помощи проходческого щита. При значительной глубине воды (более 30 м) сооружают тоннели на искусственных дамбах, устраиваемых по дну водотока, тоннели-мосты (подводный тоннель не лежит на дне, а опирается на опоры, как мост) и плавучие тоннели, удерживаемые на некоторой глубине тросовыми оттяжками. Первый подводный тоннель был сооружён в Англии в 1842 г. Самый длинный тоннель («Сэйкан») проложен под проливом Цугару, между островами Хонсю и Хоккайдо (общая длина 53.85 км, а подводной части – 23.3 км) в 1992 г.