пла́стика
-и, ж.
1.
Искусство создания объемных изображений путем лепки, высекания, резьбы и т. д.; ваяние, скульптура.
Школа пластики.
□
Изучая античную пластику, с удивлением стоишь перед мрамором. Прошли тысячелетия, он живет. В. Кузнецов, Путь художника.
Коненков вошел в русскую пластику начала ХХ столетия как большой национальный художник. Зотов и Сопоцинский, Русское искусство.
|| иск.
Средства, приемы, сама техника создания скульптурных произведений.
Удивительной точностью моделировки, гармонией пластики исполнена выполненная им в 1934 году --- статуя Ленина. Воронова, Шадр.
|| собир.
Произведения скульптуры.
Декоративная пластика.
□
«Поликрат» [Козловского] с его напряженной эмоциональностью и яркими реалистическими тенденциями не имеет прямых аналогий в западноевропейской пластике тех лет. История русского искусства, т. 6.
2.
Гармоничность, художественная выразительность объемной формы, обусловленная внутренней структурой изображаемого тела, предмета.
Живопись, в обширном смысле, есть собственно история жизни человека, индивидуума; область скульптуры — одна только пластика. Крамской, Письмо В. В. Стасову, 23 марта 1874.
Впечатление от формы, а не сама она интересовало скульпторов-импрессионистов. О конструкции, весе, пластике не принято было думать. Манизер, Скульптор о своей работе.
|| иск.
Художественные особенности и достоинства передачи объемности изображаемых лиц, предметов и т. д. в живописи, в графике (обычно при помощи светотени, перспективы и т. п.).
Ее «внутренний» рисунок, ее пластика замечательны по их живости. Рисунок Серебряковой является, возможно, лучшим достижением в области рисования тела --- тех лет. А. Сидоров, Заметки собирателя.
Дейнека, очевидно, никогда не стал бы изображать фигуру молодой женщины в таком движении, при котором складки платья скрывают пластику тела, как это сделал Кончаловский в портрете дочери. Л. Молчанов, Неповторимость таланта.
|| лит.
Совокупность средств языка и стиля в художественном произведении, при помощи которых писатель создает выразительные, живые образы.
Пластике, рельефности, почти физической ощущаемости изображаемого следует учиться у Толстого. Это писатель, не превзойденный в смысле того, как дать такой образ, что в него буквально хочется пальцем ткнуть. М. Горький, Беседа с писателями-ударниками…
3.
Согласованность, соразмерность движений и жестов, общая их гармония.
Прекрасная фигура, пластика движений, одухотворенное лицо --- — все это вместе произвело впечатление неотразимое. Гиляровский, Москва и москвичи.
||
Искусство изящных ритмических движений тела, соразмерности движений.
Нас прежде всего обучали ритмике и пластике, фехтованию и танцам, гимнастике и акробатике. Н. Черкасов, Записки советского актера.
Балет требует от исполнителя пластики и, конечно, умения танцевать. Ростовцев, Страницы жизни.
|| театр.
Движения, жесты, внешний облик, посредством которого выражается характер, особенности действующего лица.
Красивая пластика должна быть результатом гармонического и плавного переживания. Жест должен аккомпанировать чувству, а не слову. Станиславский, Ремесло.
Единственное, что вносило некоторый диссонанс в его исполнение, это несколько невыдержанная пластика. Наблюдалось чрезмерное количество жестов, вследствие чего Герман выходил излишне размашистым, суетливым, беспокойным. Старк, Сценическая история опер П. И. Чайковского в б. Мариинском театре.
4. мед.
Пластическая операция.
Костная пластика. Пластика сосудов.
[греч. πλαστική]