Новая философская энциклопедия
ПИФАГОРЕИЗМ – одно из влиятельных течений античной мысли. Его зарождение связано с приездом Пифагора [ПИФАГОР] в Кротон ок. 532 до н.э. и основанием политического сообщества (гетерии). Эта гетерия, ставшая вместе с тем ядром философской и научной школы, добилась политического господства в Кротоне, а в 1-й пол. 5 в. до н.э. аристократические гетерии пифагорейцев доминировали во многих полисах Южной Италии. В ходе демократического движения ок. 450 часть пифагорейцев была убита, другие бежали в Грецию. Хотя отдельные пифагорейцы и позже занимались политикой (Архит [АРХИТ]), далее пифагореизм существует как научно-философская школа и как особый образ жизни. Аристоксен [АРИСТОКСЕН] относил последних пифагорейцев ко 2-й трети 4 в. Оказав огромное влияние на Платона [ПЛАТОН] и платоников, пифагореизм сохранился и после исчезновения школы в виде неоформленного философского течения. В эпоху эллинизма оно породило массу псевдоэпиграфов, приписываемых Пифагору и его последователям. Эта литература, соединявшая популярную философию с пифагореизирующим платонизмом, подготовила почву для неопифагореизма [НЕОПИФАГОРЕИЗМ] (1 в. до н.э.). Неопифагорейцы считали себя преемниками древних, но их основными источниками, кроме псевдоэпиграфов, были платонизм и неоплатонизм, замешанные на увлечении магией, мистериями и пр. Более чем тысячелетнее развитие пифагореизма и разнообразие форм, в которых он проявлялся (философия и арифмология, точные науки, естествознание и медицина, политика, образ жизни, религиозное учение и практика), привели к тому, что в разное, а иногда в одно и то же время пифагорейцами считались люди, между которыми трудно найти нечто общее. Поскольку Пифагор ничего не писал, а источники о раннем этапе пифагореизма малочисленны и противоречивы, пифагорейский вопрос, возникший в 19 в., окончательно не решен и поныне. Его основные аспекты: что из сведений античной традиции можно надежно отнести к древнему пифагореизму? Каково соотношение в нем научно-философского и религиозного элементов? Насколько велика была унификация пифагорейских доктрин и деятельности, т.е. можно ли распространять наши знания о пифагорейце А на пифагорейца Б и тем более на всех пифагорейцев?
ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА. Ее история делится на ранний этап, от основания сообщества до Филолая [ФИЛОЛАЙ] (ок. 530–430), и поздний, от Филолая до исчезновения школы (ок. 430–330). Список пифагорейцев, составленный Аристоксеном, включает 218 имен. Большинство из них было членами гетерий и/или приверженцами особого образа жизни, лишь немногие занимались философией, наукой и медициной. К ранней школе принадлежат врач Демокед, Алкмеон [АЛКМЕОН], Бронтин (адресат книги Алкмеона), Гиппас [ГИППАС], учитель Парменида [ПАРМЕНИД] Аминий, натурфилософ и ботаник Менестор из Сибариса, Гиппон [ГИППОН],математик Феодор из Кирены. У пифагорейцев учились Эмпедокл [ЭМПЕДОКЛ] и Демокрит [ДЕМОКРИТ]. После 450 географические рамки школы расширяются: Филолай и Лисид (учитель полководца Эпаминонда) жили в Фивах; последователями Филолая были Симмий, Кебет, Эврит, Гикет и Экфант из Сиракуз. В 4 в. центрами пифагореизма были Тарент, где процветала школа Архита, и Флиунт; пифагорейцы жили и в Афинах.
ИСТОЧНИКИ. Кроме ранней традиции о Пифагоре, фрагментов книг пифагорейцев и восходящих к ним свидетельств реконструкция древнего пифагореизма опирается на источники 4 в. Основные из них делятся на следующие группы. 1) Платон и платоники, сохранив важные сведения о пифагореизме, развили многие его идеи, которые уже Аристотель не всегда мог отделить от платонизма. 2) Аристотель написал о пифагорейцах специальный труд (отдельно – об Алкмеоне и Архите) и часто критиковал их в др. работах. Видя в них философских предшественников Академии, он приписал им числовую онтологию, невозможную для досократиков: предел и беспредельное (начала вещей) соотносятся с четным и нечетным (началами чисел). Таблица 10 противоположностей, которую он считал пифагорейской, принадлежит Академии (вероятно, Спевсиппу). 3) Наиболее ценную часть традиции (хотя и не свободную от тенденциозности) сохранили перипатетики: Аристоксен, автор биографий Пифагора и Архита и двух общих трудов о пифагорейцах, биограф Дикеарх, Евдем [ЕВДЕМ] и Теофраст [ТЕОФРАСТ]. 4) Комедия 4 в. высмеивала «пифагористов», которые были нищи, грязны, босы и не ели мяса. Отождествить их с известными нам пифагорейцами не удается, нет и оснований видеть в них хранителей древнего образа жизни. Можно ли разглядеть в кривом зеркале комедии реальный феномен «популярной деградации» пифагореизма, остается неясным. Информация более поздних источников достойна внимания лишь тогда, когда ее удается возвести к 5–4 вв., хотя и это не гарантирует полной надежности.
ФИЛОСОФИЯ. Вопреки Аристотелю и следующей за ним традиции тезис «все есть число» не является центральным в пифагореизме и вообще в нем не засвидетельствован. Космогония Пифагора, продолжавшего традицию милетской натурфилософии, была чисто физической, но в отличие от монизма представителей Милетской школы [МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА], он выдвигал два начала, «предел» и «беспредельное». Противоположные начала или качества зафиксированы у Алкмеона, Менестора и Филолая, Гиппас и Гиппон выдвигают по одному, но противоположному друг другу началу (огонь и влага). У пифагорейцев не было общешкольной доктрины ни по одному важному вопросу. Характерный пример – учение о душе [ДУША]: Алкмеон считал ее божественной, Гиппас – огненной, Гиппон – влажной, Филолай, вероятно, отождествлял ее с гармонией, другие – с пылинками, движущимися в воздухе. В натурфилософии ранней школы под влиянием кротонской медицины на передний план выступают физиология, эмбриология (Алкмеон, Гиппон) и ботаника (Менестор, Гиппон), часто в ущерб космологии (исключение – Гиппас). Во второй период явственно проявляется влияние точных наук и (в меньшей степени) элеатов, Эмпедокла и атомистов. Филолай вернулся к видоизмененным началам Пифагора, объединяемых гармонией. У него же число впервые появляется в философском контексте, однако тезис Филолая – гносеологический («без числа невозможно ничего познать»), а не онтологический («мир состоит из чисел»). Эврит безуспешно пытался найти число, присущее человеку или животному, Архит плодотворно развивал философию математики, гносеологию и физику. У Гикета космология свелась к астрономии, эклектик Экфант отождествил монады (единицы) с атомами, Ликон вернулся к занятиям ботаникой.
НАУКА. Пифагорейцам принадлежат: решающий вклад в создание дедуктивной геометрии, открытие иррациональности, основа I–IV книг «Начал» Евклида, построение трех правильных многогранников (куб, пирамида, додекаэдр). Арифметика (теория чисел) была монополией школы от Пифагора до Архита и вошла в «Начала» в виде VII–IX книг. В астрономии ими установлена сферичность Земли, правильный порядок и направление движения пяти планет, выдвинута идея о том, что движение всех небесных тел является равномерным и круговым. Гармоника, состоявшая из математической теории созвучий и физической теории звука, завершала квадривиум точных наук, преподавание которого началось уже в 5 в. Полагая, что всякий звук возникает от движения, пифагорейцы решили, что звук сопровождает всякое движение, в т. ч. и небесных тел. Находясь на разных расстояниях от Земли, они издают неслышимые нам гармонические звуки, высота которых пропорциональна их скорости («небесная гармония»). В физику пифагорейцы ввели контролируемый эксперимент, результаты которого выражались математически. Хотя пифагорейцев редко связывают с науками о природе, естествознание и медицина обязаны им целым рядом фундаментальных открытий (мозг как центр сознания) и теорий (равновесие качеств в организме как основа здоровья), а также зарождением физиологии, эмбриологии, анатомии, диететики и ботаники.
РЕЛИГИЯ. В отличие от Пифагора, никто из известных нам пифагорейцев со сверхъестественным не связан. Хотя в пифагорейском сообществе были люди, верившие в чудеса Пифагора и метемпсихоз [МЕТЕМПСИХОЗ], ему не были свойственны основные черты религиозной секты: свои культы, божества, фиксированное учение и жизнеописание основателя. После смерти Пифагор, как и другие философы (Анаксагор [АНАКСАГОР]), был героизирован, но этот культ был общеиталийским, а не пифагорейским. Поздние авторы приводят недостоверные, но вошедшие во все учебники сведения, которые приписывают пифагорейцам пятилетний обет молчания, тайные и устные доктрины, общность имущества, изгнание ослушников, беспрекословный авторитет Учителя, обычай учеников приписывать ему свои открытия и т.п. В надежных источниках этих и подобным им черт нет. Метемпсихоз, один из немногих общих элементов с орфизмом [ОРФИЗМ], был лишен в пифагореизме идеи наследственной вины и стремления вырваться из «мучительного круга» перевоплощений. Круговращение души по телам людей и животных воспринималось как часть естественного миропорядка; позже эта идея дала толчок философскому учению о «вечном возвращении». Известны запреты (частью связанные с метемпсихозом) на захоронение в шерстяной одежде, на отдельные виды мяса и рыбы и на бобы (последний имел и медицинский смысл). Из многих версий о вегетарианстве верна, вероятна, та, по которой души умерших не вселяются в тела жертвенных животных – это позволяло участвовать в обязательных для любого политика общественных трапезах. В кон. 5 в. софист Анахсимандр из Милета (младший) собрал в своем «Толковании пифагорейских символов» традиционные максимы («Что есть море? – Слезы Кроноса», «Что самое мудрое? – Число») и десятки примитивных табу (не говорить в темноте, не ходить по торным дорогам, не мочиться против солнца). В отличие от максим, подавляющее большинство табу с пифагореизмом никак не связано, а их выполнение нигде не засвидетельствовано. Традиция о «символах» была очень популярна и в конце античности привела к тому, что раннюю школу представляли разделенной на «математиков», занимавшихся философией и наукой, и «акусматиков», слепо следовавшим «символам» (их позднее название – акусмы). Пифагорейский образ жизни, одобрявшийся Платоном и описанный Аристоксеном, не имеет с этой картиной ничего общего.
Источники:
1. DK I;
2. Timpanaro Cardini M. (ed.). Pitagonci; Testimonianze e frammenti, fasc. I–III. Firenze, 1958–61;
3. Thesleff H. (ed.). The Pythagorean Texts of the Hellenistic Period. Äbo, 1965;
4. Фрагменты ранних греческих философов, издание подготовил А.В.Лебедев, ч. I. М., 1989.
Литература:
1. Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994;
2. Zeller E. Die Philosophie der Griechen, 6 Aufl., Bd. I. Lpz, 1919;
3. Delatte A. Études sur la littérature pythagoricienne. P., 1922;
4. Heath T.L. A History of Greek Mathematics, v. 1. Oxf., 1922;
5. Frank E. Plato und die sogenannten Pythagoreer. Halle, 1923;
6. Minor E. Pythagorean Politics in Practice and Theory. Baltimore, 1942;
7. Thesleff H. An Introduction to the Pythagorean Writings of the Hellenistic Period. Äbo, 1961;
8. Guthrie W.К.С. A History of Greek Philosophy, vol. 1. Cambr., 1962;
9. Fritz K. von. Pythagoreer, RE 24, 1963, col. 209–268;
10. Burkert W. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambr. (Mass.), 1972;
11. Waerden B.L. van der. Die Pythagoreer. Z., 1979;
12. Kirk G., Raven J., Schofield M. The Presocratic Philosophers. Cambr., 1980.
Библиография:
1. Paquet L. (ed.). Les Présocratiques: Bibliographie analytique (1879–1980), vol. 1–2. P., 1988–89. См. также лит. к ст. Пифагор [ПИФАГОР].
Л.Я.Жмудь