Музыкальная энциклопедия

Пиччинни Н.

(Piccinni) Никколо (Никола) Винченцо (16 I 1728, Бари -7 V 1800, Пасси, близ Парижа) — итал. композитор. Сын музыканта Онофрио П. (1693 — год смерти неизв.). Муз. образование получил в консерватории "Сант-Онофрио" в Неаполе под рук. комп. Л. Лео и Ф. Дуранте. В 1754 была пост. его первая опера — "Разгневанная женщина" ("La donne dispettose", т-р "Фьорентини", Неаполь). Обращаясь в дальнейшем к разл. оперным жанрам (опера-сериа, опера-буффа, франц. лирич. трагедия), П. создал большое количество произв. (иногда по 2-3 на один и тот же сюжет). Широкую известность принесла П. опера-буффа "Чеккина, или Добрая дочка" (либр. К. Гольдони, по сентиментальному роману "Памела, или Награждённая добродетель" Ричардсона, 1760). Этим произв. П. наметил новое направление в рамках оперы-буффа — лирико-сентиментальное. Соответственно усилилась роль нежной, чувствит. мелодии, наряду с речитативом secco появилась более развитая муз.-драм. декламация, возросло общее драм. напряжение в развитии целого, углубилась роль финальных ансамблей. Этот процесс сблизил оперу-буффа с бурж. сентименталистской "серьёзной комедией". Будучи уже прославленным композитором, П. поселился в Париже (1776), где был втянут в муз.-обществ. борьбу ("война глюкистов и пиччин-нистов"). Противники оперной реформы К. В. Глюка стремились противопоставить его суровому и сильному иск-ву более мягкую и лирически-пластичную оперную музыку Пиччинни. Соревнуясь Глюк и П. одновременно работали над сюжетом "Ифигения в Тавриде" (опера Глюка пост. в 1779, П.- в 1781), победу одержал Глюк. П. продолжал писать и ставить франц. оперы, в к-рых заметно влияние глюковского драматизма (в характере муз. декламации, в трактовке оркестровой партии). П. возглавлял итал. оперную труппу, к-рая поставила его лучшие оперы-буффа, в т. ч. "Чеккину". В 1784-89 был профессором Корол. школы пения и декламации. В 1789 уехал в Неаполь, где вновь обратился к итал. опере ("Гризельда", 1793). В 1798 вернулся в Париж, незадолго до смерти был назначен инспектором Парижской консерватории. Сын П. — Луиджи (Лудовико) П. (1764, Неаполь — 31 VII 1827, Пасси) — композитор, автор франц. и итал. опер.

Сочинения: оперы (более 125), в т. ч. Зиновия (Zenobia, 1756, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Александр в Индии (Alessandro nelle Indie, 1758, т-р "Арджентина", Рим; 2-я ред. 1774, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Кир (1759, там же), Чеккина, или Добрая дочка (Cecchina ossia La buona figliola, 1760, т-р "Делле Даме", Рим), Олимпиада (1761, там же), Примерная дочка замужем (La buona figliola maritata, продолжение оперы "Чеккина", 1761, т-р "Формальяри", Болонья), Демофонт (1761, Реджо), Рыбаки (La pescatrice ovvero l'Erede riconosoiuta, 1766, т-р "Капраника", Рим), Мнимая баронесса (La finta baronessa, 1767, т-р "Фьорентини", Неаполь), Димитрий (Demetrio, 1769, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Покинутая Дидона (Didone abbandonata, 1770, т-р "Арджентина", Рим), Роланд (1778, "Корол. академия музыки", Париж), Фаон (1778, "Театр ди Корте", Модена), Атис (1780, "Корол. академия музыки", Париж), Ифигения в Тавриде (1781, там же), Мнимый лорд (Le faux lord, 1783, Фонтенбло), Диана и Эндимион (1784, "Корол. академия музыки", Париж), Пенелопа (1785, там же); 4 оратории, в т. ч. Смерть Авеля (La morte di Abele, 1758), Джионата (1792); месса; 2 симфонии и др. инстр. произв., церк. музыка и др.

Литература: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Ginguenй P. L., Notice sur la vie et les ouvrages de N. Piccinni, P., 1801; Desnoiresterres G., La musique franзaise au XVIII siиcle: Gluck et Piccinni, P., 1872; Abert H., Piccinni als Buffo-komponist, "JbP", Jg. XX, 1913, S. 29-41; Della Corte A., Piccinni, Bari, 1928; Tintоri G., L'opйra napoletana, Mil., (1958).

T. H. Соловьёва.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте