Большая советская энциклопедия
I
Петропа́вловск
город, центр Северо-Казахстанской области Казахской ССР. Расположен в юго-западной части Западно-Сибирской равнины, на правом берегу р. Ишим, при пересечении её Транссибирской магистралью. От П. к Ю. отходит линия Целиноград — Караганда — Моинты — Чу. 188 тыс. жит. (1974; 92 тыс. в 1939, 131 тыс. в 1959). Основан в 1752 как крепость на Ишимской укрепленной линии. С 1807 город. В 1824—39 окружной город Омской области, в 1868—1918 уездный город Акмолинской области, главный пункт русской торговли со среднеазиатскими странами. В 1896 через П. прошла Транссибирская ж.-д. магистраль. В начале июня 1918 город был захвачен белочехами. В результате Петропавловской операции 1919 (См. Петропавловская операция 1919) город 31 октября был освобожден от белогвардейцев. За годы социалистического строительства П. превратился в промышленный центр Казахстана. Развиты машиностроение и металлообработка, основные заводы: машиностроительный, малолитражных двигателей, исполнительных механизмов, изоляционных материалов. К наиболее крупным предприятиям города относится мясокомбинат (второй в республике после Семипалатинского), имеются мелькомбинат, молочный, кожевенные заводы и другое производство швейных изделий, обуви, стройматериалов. Педагогический институт, филиал Уральского политехнического института; техникумы: механический, ж.-д. транспорта, механизации сельского хозяйства, учётно-экономическое, индустриально-педагогическое; медицинское, педагогическое и музыкально-педагогическое училища. Драматический театр, филармония. Краеведческий музей.
II
Петропа́вловск («Петропа́вловск»,)
название кораблей русского и советского Балтийского флота.
1) Эскадренный броненосец. Заложен в 1892, спущен на воду в 1894, вступил в строй в 1897. Водоизмещение 11,3 тыс. т, вооружение: четыре 305-мм, двенадцать 152-мм и сорок малокалиберных орудий, 6 торпедных аппаратов, скорость хода 31 км/ч (17 уз). Был переведён из Балтики на Дальний Восток и к началу русско-японской войны 1904—05 находился в Порт-Артуре, являясь флагманским кораблём русской Тихоокеанской эскадры. 31 марта (13 апреля) 1904 подорвался на японских минах в 2 милях от Порт-Артура; среди погибших на «П.» были адмирал С. О. Макаров и художник В. В. Верещагин.
2) Линейный корабль типа «Севастополь», вступил в строй в декабре 1914. В 1917 экипаж «П.» под руководством большевиков активно участвовал в революционных событиях. После Октябрьской революции 1917 совместно с другими кораблями участвовал в Ледовом походе Балтийского флота 1918 (См. Ледовый поход Балтийского флота 1918), его личный состав сражался на суше с белогвардейскими войсками. В 1918 находился в составе Морских сил Кронштадта, а с конца 1918 — Действующего отряда Балтийского флота. Участвовал в Петроградской обороне 1919 (См. Петроградская оборона 1919), прикрывая приморские фланги советских войск, поддерживал их артиллерийским огнем при ликвидации мятежа на фортах «Красная Горка» и «Серая Лошадь», обеспечивал действия эсминцев в Копорском заливе. После Гражданской войны 1918—20 «П.» (с марта 1921 по май 1943 назывался «Марат») был капитально отремонтирован, а в 30-х гг. модернизирован. Участвовал в боевых действиях во время советско-финляндской войны 1939—40. В сентябре 1941 во время налёта немецко-фашистской авиации на Кронштадт получил серьёзные повреждения, но после ремонта артиллерийские системы главного калибра были восстановлены, и «Марат» поддерживал своим огнем сухопутные войска под Ленинградом, особенно в январе 1944. После войны был учебным кораблём.
3) Крейсер (бывший немецкий крейсер «Лютцов»), купленный в Германии в 1940. Хотя к началу Великой Отечественной войны 1941—45 был недооборудован, но участвовал в обороне Ленинграда, занимая огневую позицию в Торговом порту и ведя артиллерийский огонь по противнику. В мае 1943 переименован в «Таллин», после войны переоборудован в плавбазу «Днепр».