Большая советская энциклопедия
I
Перио́д (от греч. períodos — обход, круговращение, определённый круг времени)
1) промежуток времени, в течение которого совершается какой-либо процесс. 2) Этап общественного развития, общественного движения. См. также Период в музыке, Период в риторике, Период колебаний и др.
II
Перио́д
в риторике, пространное сложноподчинённое предложение, отличающееся полнотой развёртывания мысли и законченностью интонации. Полнота мысли достигается включением второстепенных предложений, всесторонне освещающих содержание главного предложения (по схеме «кто? что? где? какими средствами? почему? как? когда?»). Законченность интонации достигается тем, что синтаксическая конструкция, открывающаяся в начале П., замыкается лишь в его конце, а все остальные придаточные предложения и обороты вставляются в неё как в рамку, своим нагнетанием усиливая ожидание связующего конца фразы. Длина П. не превосходит объёма дыхания; мелодия голоса членит П. на восходящую часть (протасис) и нисходящую (аподосис); паузы — на несколько Колонов, как правило, не более 4. Периодическое построение речи обычно разрабатывается в эпоху становления национального литературного языка (4 в. до н. э. в Греции, 1 в. до н. э. в Риме, 17 в. во Франции, 18 в. в России). Пример (Цицерон, начало речи «За Лициния Архия», перевод С. Кондратьева): «Если я обладаю, почтенные судьи, хоть немного природным талантом,— а я сам сознаю, насколько он мал и ничтожен; если есть во мне навык к речам,— а здесь, сознаюсь, я кое-что уже сделал; если есть для общественных дел и польза и смысл от занятий моих над твореньями мысли и слова, от научной их проработки,— и тут о себе скажу откровенно, что в течение всей моей жизни я неустанно над этим трудился,— так вот, в благодарность за всё, чем я теперь обладаю, вправе потребовать здесь от меня, можно сказать, по законному праву, защиты вот этот Лициний».
М. Л. Гаспаров.
III
Перио́д
в музыке, построение, излагающее законченную или относительно законченную музыкальную мысль. Обычно состоит из двух частей (предложений) по 4 или 8 тактов, различающихся каденциями (половинная в первом и полная во втором предложении). См. Музыкальная форма.