Музыкальная энциклопедия

Патараг

Название муз. сопровождения христ. богослужения в арм. церкви (литургии, обедни). Лит. основа П. (первоначально перевод с греч. яз.) представляет собой арм. редакцию вост.-христ. литургии с рядом оригинальных вставок. В древности в музыке П. преобладали речитатив и псалмодия. Со временем развиваются более распевные формы хорового (силлабического, кантиленного) и сольного (протяжного, мелизматического) пения. В 12 в. выразит. средства П. обновил и поднял на новый художеств. уровень Нерсес Шнорали Сладкопевец. В 19 в. созданы многочисл. П. для хора с использованием традиционного мелодич. материала. Среди них выделяются: П. гомофонно-гармонич. склада М. Г. Екмаляна, создавшего величественную и благозвучную лирико-эпич. музыку, и полифонич. по фактуре П. композитора Комитаса — произв. кантатно-ораториального типа с элементами концертности, с лирич. и драматич. эпизодами.

Литература на арм. яз.: Тагмизян Н., Макар Екмалян. Жизнь, творческий облик, наследие, "Эчмиадзин", 1958, No 2-5; его же, В народном духе. "Патараг" Комитаса, "Советакан арвест", 1969, No 10; его же, Нерсес Шнорали — композитор и музыкант, Ер., 1973.

Н. Тагмизян.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте