(от греч. parallnlos — параллельный, букв. — находящийся или идущий рядом) — движение двух и более голосов многоголосной полифонич. или гомофонной муз. ткани с сохранением между ними того же интервала или интервалов ("открытый" П.), а также нек-рые формы движения голосов в одну сторону ("скрытый" П.). П. следует отличать от удвоения того же голоса в октаву и даже в несколько октав, постоянно используемого в проф. музыке. П. характерен для определённых видов нар. иск-ва нек-рых народов, муз. жанров (напр., рус. и укр. кант). Известен с древнейших времён; самые ранние формы проф. многоголосия строились на параллельном движении голосов, причём применялись П. не только терций, но также квинт, кварт и даже секунд (см. Органум). В последующее время в проф. музыке находил применение гл. обр. П. терций и секст. П. октав и квинт в 13-14 вв. был запрещён муз. теорией как нарушавший самостоятельность движения каждого из голосов. В 18 в. было установлено одно исключение из этого правила — параллельные квинты допускались при разрешении увеличенного квинтсекстаккорда VII ступени в тонику (т.н. "моцартовские квинты"):
В 17-18 вв. правило запрещения П. октав и квинт было распространено и на случаи "скрытого" П. (исключая т.н. "валторновые квинты") — движения голосов в одну сторону к октаве или квинте, а также такого ведения голосов, при к-ром параллельные октавы или квинты образуются на сильных долях тактов (хотя бы эти интервалы и не выдерживались на протяжении всего такта); был запрещён и переход к октаве или квинте противоположным движением голосов. Нек-рые теоретики (Дж. Царлино) рассматривали как нежелательное и последование двух параллельных больших терций из-за тритона, образуемого нижним тоном одного и верхним — другого:
На практике, исключая сочинения строгого стиля и учебные работы по гармонии и полифонии, все эти правила соблюдаются гл. обр. применительно к лучше всего слышимым крайним голосам муз. ткани.
А с 19 в. П. квинт и целых созвучий нередко сознательно используется композиторами для достижения определённого художеств. эффекта (Дж. Пуччини, К. Дебюсси, И. Ф. Стравинский) или для воссоздания характера нар. музицирования, колорита старины ("Реквием" Верди).
Литература: Стасов В. В., Письмецо к г. Ростиславу про Глинку, "Театральный и музыкальный вестник", 1857, No 42 (то же в кн.: В. В. Стасов. Статьи о музыке, под ред. В. В. Протопопова, вып. 1, М., 1974, с. 352-57); Tюлин Ю. Н., Параллелизмы в музыкальной теории и практике, Л., 1938; Ambrоs A. W., Zur Lehre vom Quintenverbote, Lpz., 1859; Tappert W., Das Verbot der Quinten-Parallelen, Lpz., 1869; Riemann H., Von verdeckten Quinten und Oktaven, "Musikalisches Wochenblatt", 1840 (то же в сб.: Prдludien und Studien, Bd 2, Lpz., 1900); Lemacher H., Plauderei ьber das Verbot von Parallelen, "ZfM", 1937, Bd 104; Ehrenberg A., Das Quinten und Oktavenparallelenverbot in systematischer Darstellung, Breslau, 1938.