Советская историческая энциклопедия

ПАНАМСКИЙ КАНАЛ

Искусств. водный путь, прорытый в Центр. Америке через Панамский перешеек, соединяющий Атлантич. ок. с Тихим. Идея прорытия канала относится к нач. 16 в., но лишь с развитием капитализма возникла реальная возможность его строительства. В 1846 США навязали Колумбии (б. Новая Гранада) неравноправный договор, по к-рому получили право беспошлинного транзита через Панамский перешеек, "гарантировав" взамен нейтралитет перешейка и суверенитет Колумбии над ним. Вынужденные считаться с влиянием Англии в Центр. Америке, США заключили Клейтона-Булвера договор 1850, по к-рому стороны отказались приобретать исключит. права на будущий канал и обязались гарантировать его нейтралитет. Воспользовавшись англо-амер. противоречиями, Франция в 1879 учредила "Всеобщую компанию по строительству межокеанского канала", однако решит. противодействие США и невиданная коррупция, превратившая строительство П. к. в скандальную авантюру (см. "Панама"), привели в 1889 к банкротству компании. В 1894 была создана "Новая компания Панамского канала". Испано-американская война 1898 усилила стремления США построить канал в целях борьбы за господство в Зап. полушарии. В 1901 они заключили с Англией новый договор (см. Хея-Паунсфота договор 1901), согласно к-рому США получили исключит. право сооружения П. к. Воспользовавшись стремлением панамского народа к независимости, США поддержали в 1903 требование Панамы об отделении от Колумбии и в качестве т. н. компенсации получили у Панамы зону для строительства канала. В 1904 воен. мин-во США приступило к сооружению канала. Первое судно прошло через П. к. 15 авг. 1914, но офиц. открытие состоялось лишь 12 июня 1920, после чего канал фактически вступил в строй. За время строительства погибло более 60 тыс. рабочих. Общая дл. канала 81,6 км, из них 16,4 км проложены по дну Панамской и Лимонской бухт, а 65,2 км — по суше. На большей части трассы шир. канала св. 100 м, глубина — ок. 13,5 м. На канале сооружено 6 шлюзов, они парные, что позволяет пропускать суда одновременно в обоих направлениях. Проводка судов через шлюзы производится с помощью электровозов. Среднее время прохождения судна через канал — 8-11 часов, минимальное — ок. 4 часов. Макс. пропускная способность — 48 судов в сутки. П. к. имеет огромное стратегич. и экономич. значение. Сооружение П. к. явилось важным этапом борьбы США за установление господства в Лат. Америке. Канал сократил в 2,5 раза коммуникации между Сев. и Юж. Америкой. Эксплуатация П. к. и пром. предприятий, находящихся в зоне П. к., приносит огромные прибыли. Поскольку П. к. не отвечает совр. требованиям (имеет громоздкую систему шлюзов и не пропускает суда водоизмещением более 40 тыс. т, объем перевозок непрерывно растет, а пропускная способность используется уже почти полностью), США с нач. 60-х гг. стали активно рассматривать вопрос о строительстве бесшлюзного канала. Пр-во США в данном вопросе преследует и политич. цели, пытаясь заставить народ Панамы отказаться от своих требований национализации канала.

—***—***—***—

Таблица

=====

Источн.: "Historical Statistics of the United States. Colonial time to 1957. A Statistical Abstract Supplement", p. 454, U. S. Department of Commerce. "Statistical Abstract of the United States 1966", p. 605, U. S. Department of Commerce.

=====

Лит.: Padelford N. Y., The Panama canal in peace and war, N. Y., 1943; Diplomatic history of the Panama canal, Wash., 1914; Antologia del Canal Panama. 1914-1939, Panama, (1940). См. также лит. при ст. Панама.

=====

C. А. Гонионский. Москва.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте