Умственная отсталость — группа стойких непрогрессирующих патологических состояний, различных по этиологии и патогенезу, проявляющихся наследственным, врождённым или приобретённым в первые годы жизни интеллектуальным дефицитом, приводящим к социальной и трудовой дезадапта-ции. Нарушения познавательной способности и расстройства поведения проявляются до 18 лет. Частота
— Заболеваемость и распространённость расстройства тесно связаны с социальным и экономическим уровнем, а также состоянием здоровья населения
— Умственную отсталость наблюдают у 3% населения (у мужчин в 1,5 раза чаще), но диагностируют лишь у 1-1,5%. Этиология
— Хромосомные аномалии, например синдром Прадер-Вилли, синдром ломкой Х-хромосомы, синдром Тернера, синдром Кляйнфелыпера
— Другие генетические нарушения, например синдром Тэя-Сакса, болезнь Гоше, синдром Нимана-Пика, синдром Леша-Пшена, фенилкетонурия
— Пренатальные факторы, например гестозы, хронические заболевания матери (анемии, эмфизема, гипертония), злоупотребление алкоголем, перенесённые во время беременности краснуха, сифилис
— Перинатальные факторы, например преждевременные роды, переношенная беременность, родовые травмы
— Постнатальные факторы, например менингит, энцефалит, генерализо-ванные воспалительные заболевания, гипотиреоз, ЧМТ, отравления свинцом, угарным газом. Классификация и клиническая картина
— Лёгкая умственная отсталость (дебильность). Интеллектуальный дефект, обнаруживаемый, как правило, в начале школьного обучения, проявляется в неспособности образовывать отвлечённые понятия при относительной сохранности наглядно-образного мышления, задержке развития навыков чтения и письма, неспособности распознавать отношения событий и предметов во времени и пространстве (понятия раньше, позже, правее, левее), недостаточной способности сравнивать понятия и предметы, примитивности эмоциональных реакций, недостаточно развитом воображении. Однако, обучаясь по индивидуальному плану, такие дети вполне могут освоить обычную программу.
— Умеренная умственная отсталость (имбецильность). Больные могут произносить короткие простые фразы, понимать несложную по смыслу речь, но запас знаний крайне ограничен. Отстаёт развитие навыков самообслуживания и моторных функций. Участие в общественном труде ограничено и сводится к выполнению простой физической работы при постоянном контроле и побуждении, т.к. чувство долга и ответственности у них не развито.
— Глубокая умственная отсталость (идиотия). Речь и мышление у больного абсолютно не развиты, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, движения мало координированы, эмоции выражают нечленораздельными криками и хаотическим возбуждением. Методы исследования
— При подозрении на генетические или хромосомные аномалии — анализ кариотипа
— МРТ/КТ
— Психологическое тестирование. Дифференциальный диагноз
— Социальная запущенность
— Нарушения речи, зрения и слуха
— Специфическая неспособность к обучению
— Детский аутизм
— Шизофрения детского возраста
— Органическое поражение головного мозга, например опухоль. Лечение:
— Специальное обучение
— Лекарственная терапия сопутствующих психических нарушений
— При психомоторном возбуждении, ажитации, агрессии — нейролептики (например, галопе-ридол 1,5-15 мг/сут, перициазин 15-60 мг/сут), транквилизаторы (например, диазепам до 15 мг/сут)
— Психотерапия. Синонимы
— Умственная недостаточность
— Олигофрения
— Малс-умие
— Олигопсихия
— Слабоумие врождённое МКБ
— F70 Умственная отсталость лёгкой степени
— F71 Умственная отсталость умеренная
— F72 Умственная отсталость тяжёлая
— F73 Умственная отсталость глубокая
— F78 Другие формы умственной отсталости
— F79 Умственная отсталость неуточнённая