I
Осанка
привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности О. определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Поддержание О. обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.
Ведущую роль в оценке типа О. отводят характеристике изгибов позвоночника. Известно, что у ребенка одновременно с приобретением навыков удержания головы, сидения и стояния постепенно формируются физиологические изгибы позвоночника — Кифоз и Лордоз. Волнообразная форма и наличие буферных образований в виде межпозвоночных дисков обеспечивают высокие рессорные качества Позвоночника, что предохраняет внутренние органы и ц.н.с. от чрезмерных сотрясений.
Осанку взрослого человека считают правильной, если вертикальная ось тела проходит от середины головы у заднего края нижней челюсти по касательной к вершине шейного лордоза, опускается, слегка срезая пояснично-крестцовый лордоз, через середину тазовой оси (линии, соединяющей центры вращения тазобедренных суставов), идет впереди плоскости коленного сустава и заканчивается немного кпереди от плоскости сустава Шопара. При этом наиболее легко выравниваются патологические механические воздействия в сагиттальной и фронтальной плоскостях, обеспечивается низкий уровень энерготрат на мышечную работу, направленную на сохранение позы. Особенности О. обусловлены, с одной стороны, конституцией человека, с другой — активной деятельностью мышц, которая находится под контролем ц.н.с. и зависит от психического состояния. В связи с этим О. может отчасти служить показателем особенностей психики личности. Так, у больных со слабоумием наблюдается нарушение осанки.
Осанка может значительно изменяться в зависимости от состояния мышечной системы. Естественной является О. стоящего человека в положении с опорой на одну ногу — так называемая поза скульптурного изображения. Позу, которую принимает человек, когда его туловище удерживается в выпрямленном положении без особого мышечного усилия, называют привычной осанкой (рис. 1). При мышечном утомлении, снижении внимания или мышечного тонуса отмечается расслабленная О. покоя, для которой характерно усиление грудного кифоза и поясничного лордоза. В этом случае грудная клетка кажется уплощенной, а живот выпяченным. Туловище в вертикальном положении удерживается преимущественно за счет так называемых пассивных тормозов — связок и костных структур. Однако при активном мышечном напряжении позвоночник может разогнуться, наклон таза уменьшиться (выпрямленная, или рабочая. О.; рис. 2). Привычная О. занимает промежуточное положение между О. покоя (расслабленной) и выпрямленной О. (рабочей). Для ослабленных подростков характерна неустойчивая осанка, которая приближается к О. покоя, но при повторном обследовании отличается от нее изменяющимися значениями дуг грудного кифоза и поясничного лордоза, а также нестойкими боковыми искривлениями позвоночника. Привычное боковое отклонение позвоночника (чаще влево) называют асимметричным дефектом О. во фронтальной плоскости. В отличие от других боковых искривлений позвоночника (см. Сколиоз) оно легко устраняется в висе, при нем отсутствуют признаки торсии позвонков (реберный горб, мышечный валик сбоку от искривленного отдела позвоночника).
Нарушения О. в большинстве случаев обусловлены неправильной рабочей позой (в т.ч. у школьников при неправильной посадке за партой), гиподинамией, слабым физическим развитием, врожденным вывихом бедра, беременностью, ношением обуви на высоком каблуке, ожирением и др. Наиболее часто формирование О. нарушается в периоды усиленного роста у детей и подростков. В пожилом и старческом возрасте осанка изменяется в связи с инволютивными процессами в межпозвоночных дисках (см. Остеохондроз), увеличением грудного кифоза и слабостью мышц брюшной стенки.
Нарушения О. ведут к изменению топографии органов грудной клетки, брюшной полости, недостаточной подвижности диафрагмы и органов грудной клетки, уменьшению колебаний внутригрудного и внутрибрюшного давления, что отрицательно сказывается на функции органов дыхания, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем и ц.н.с. Эти изменения сопровождаются снижением приспособительных возможностей организма, его резистентности к воздействиям окружающей среды, уменьшением работоспособности, большей утомляемостью. В результате нарушения О. создаются благоприятные условия, например, для перегрузки капсульно-связочных структур позвоночника, прогрессирования деформаций при сколиотической болезни, дистрофии межпозвоночных дисков.
Различают дефекты осанки (патологическая О.) в сагиттальной плоскости (плоская спина, кифотическая О., кифолордотическая О. и лордотическая О.) и во фронтальной плоскости асимметричная О. (рис. 3). Возможны различные сочетания дефектов О., например плоско-вогнутая спина.
Дети с плоской спиной обычно имеют астеническую конституцию. У них длинное туловище и шея, плечи опущены, грудная клетка уплощена, живот может быть втянут или выпячен вперед из-за слабости мышц. Физиологические изгибы позвоночника почти отсутствуют, нижние углы лопаток резко выступают кзади (крыловидные лопатки). Сила и тонус мышц обычно снижены. При этом типе патологической О. создаются благоприятные условия для прогрессирования бокового искривления позвоночника, обусловленного сколиотической болезнью.
Для кифотической О. (сутулость, круглая спина) характерно увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия. Голова наклонена кпереди, легко определяется выступающий остистый отросток VII шейного позвонка. Из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, живот выпячен. При выраженной патологической О. этого типа отмечают привычное компенсаторное полусогнутое положение коленных суставов. При длительно существующей кифотической О. деформация фиксируется (особенно часто у мальчиков) и коррекция ее становится невозможной при активном напряжении мышц (рис. 4).
При кифолордотической О. (кругловогнугая спина) усилены все физиологические изгибы позвоночника и увеличен наклон таза (угол его наклона может составлять 60° и более). Голова выдвинута вперед, живот выстоит, форма грудной клетки обычно приближается к цилиндрической. При недостаточном развитии мышечной системы отмечают крыловидные лопатки. Мышцы задней группы бедра, прикрепляющиеся к седалищному бугру, несколько удлинены по сравнению с мышцами передней группы.
Для асимметричной О. характерна чрезмерная по сравнению с нормой асимметрия между правой и левой половинами туловища. Отмечаются умеренная асимметрия правой и левой половин грудной клетки, неравномерность треугольников талии. Позвоночник имеет мало выраженную сплошную дугу бокового искривления, отклоненную в сторону. Лопатки расположены асимметрично, одно плечо ниже другого. Этот дефект О. не является сколиозом, т.к. полностью корригируется и ни клинически, ни рентгенологически не определяется торсия позвонков.
При лордотическом типе О. (рис. 5, а), который встречается редко, значительно увеличен поясничный лордоз (рис. 5, б), таз как бы запрокинут кзади, живот отвисает. Туловище часто отклонено кзади. Характерна резко выраженная мышечная слабость. Ребенка с этим типом О. необходимо обследовать с участием невропатолога.
В зависимости от состояния мышечной системы различают нормальную, здоровую. О., когда пациент может удерживать выпрямленное туловище с вытянутыми вперед руками 30 с и более, и ослабленную осанку, если он удерживает это положение менее 30 с. В тех случаях, когда выпрямление туловища при поднятых руках вообще невозможно, говорят об утрате нормальной осанки.
Лечение дефектов О. направлено на улучшение физического развития ребенка, организацию рационального режима статических нагрузок на позвоночник, формирование правильного стереотипа позы и укрепление мышц, участвующих в удержании позвоночника в вертикальном положении.
Хорошее физическое развитие необходимо для повышения общего тонуса, нормализации деятельности ц.н.с., улучшения функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ведущее место в реализации этой задачи занимают утренняя гигиеническая гимнастика, регулярные занятия рациональными видами физической культуры (ходьба на лыжах, спортивные игры с мячом, водные виды спорта, конный спорт). Большое значение имеют правильное регулярное питание, соблюдение режима дня с обязательным пребыванием на воздухе не менее 2 ч, общее закаливание организма, которое начинают с холодных обтираний, затем переходят к гигиеническому душу, постепенно снижая температуру воды.
Рациональный режим статических нагрузок на позвоночник заключается в том, что когда ребенок стоит или сидит, его тело должно находиться в правильном положении. Нужно приучить его стоять таким образом, чтобы нагрузка равномерно распределялась на обе ноги. Не следует сидеть с наклоненным вперед или в сторону туловищем, с запрокинутой на спинку стула рукой, с подложенной под себя ногой, т.к. это ухудшает О. Рабочая поза ребенка должна обеспечивать симметричное расположение частей тела относительно его оси. В положении сидя необходимо, чтобы стопы стояли на полу, а голеностопные, коленные и тазобедренные суставы были согнуты под прямым углом. Для этого сиденье должно располагаться почти горизонтально, его ширина должна быть на 3—4 см меньше, чем длина бедра. Расстояние между грудной клеткой и столом — около 2 см, предплечья симметрично и свободно лежат на поверхности стола (парты). Школьникам лучше пользоваться ранцем. Спать рекомендуется на достаточно жесткой кровати с небольшой подушкой.
Особое место в системе профилактических и лечебных мероприятий при дефектах О. занимают специальные физические упражнения, с помощью которых можно изменить угол наклона таза, нормализовать физиологические изгибы позвоночника, исправить форму грудной клетки, добиться симметричного стояния плечевого пояса, исправить положение головы, укрепить мышцы брюшной стенки и спины (рис. 6). Специальные физические упражнения сочетают с общеразвивающими упражнениями для верхних и нижних конечностей, дыхательными упражнениями. На начальных этапах лечения физические упражнения выполняют в основном лежа на спине, на боку, на животе, стоя в упоре на четвереньках, что позволяет сохранить правильное положение всех частей тела, в дальнейшем — в положении стоя и при ходьбе.
При кифотической осанке наиболее показаны упражнения на растяжение больших грудных мышц (разведение рук в стороны, вверх, назад, заведение гимнастической палки за лопатки и др.), разгибание туловища из положения лежа на животе с различным положением рук. При выраженной кифотической деформации показано лечение (коррекция) положением на наклонно расположенной под грудью панели. Кроме того, проводят курсы массажа грудных мышц и мышц спины, рекомендуют ежедневный самомассаж мышц спины с помощью ленточного роликового массажера. При занятиях плаванием предпочтительны вольный стиль на спине и брасс.
При так называемых крыловидных лопатках необходима целенаправленная тренировка мышц, фиксирующих лопатки (трапециевидной, ромбовидной, передней зубчатой и др.). Для этого выполняют такие упражнения, как отведение рук назад с различными амортизаторами (например, с резиновыми бинтами, эспандерами), отжимания руками лежа от пола и стоя с высоким упором от стены. Полезно также плавание стилем баттерфляй.
При усилении поясничного лордоза необходимо укреплять прямые и косые мышцы живота, растянуть мышцы передней поверхности бедер и поясничной части длинных мышц спины. При уплощении поясничного лордоза упражнения должны способствовать укреплению мышц спины и передней поверхности бедер. При асимметричной осанке выполняют симметричные корригирующие упражнения для мышц спины, выравнивающие их силу и тонус. Периодически проводят курсы массажа мышц спины и самомассажа этих мышц. Показана также электростимуляция мышц спины.
При любом типе нарушения О. сохранению правильной позы способствуют упражнения на равновесие. Коррекция О. с помощью упражнений должна закрепляться формированием стереотипа правильной позы. Он создается на базе мышечного чувства, позволяющего ощутить взаиморасположение определенных частей тела. Для этого используют тренировку перед зеркалом со зрительной самокоррекцией, периодический контроль положения туловища у стены, сохранение правильного положения при ходьбе.
Библиогр.: Волков М.В. и Дедова В.Д. Детская ортопедия. М., 1980; Лечебная физическая культура, под ред. В.А. Епифанова. М., 1987; Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте, под ред. С.М. Иванова, М., 1983; Маркс В.О. Ортопедическая диагностика, Минск, 1978; Фонарев М.И. и Фонарева Т.А. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях., Л., 1981.
Рис. 6г). Физические упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки: наклоны туловища в стороны.
Рис. 5а). Лордотический тип осанки при детском церебральном параличе у подростка 16 лет при исследовании околопозвоночных мышц с поднятыми вперед выпрямленными руками: коррекция усиленного лордоза невозможна.
Рис. 6в). Физические упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки: ходьба на месте, высоко поднимая ноги.
Рис. 3. Типы осанки: а — нормальная осанка; б — кифотическая осанка (круглая спина, сутулая спина); в — плоская спина; г — плосковогнутая спина; д — кифолордотическая осанка (кругловогнутая спина).
Рис. 4а). Круглая спина у подростка 15 лет: при исследовании околопозвоночных мышц с поднятыми вперед руками выпрямление позвоночника невозможно.
Рис. 6к). Физические упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки: упражнение с набивным мячом.
Рис. 5б). Лордотический тип осанки при детском церебральном параличе у подростка 16 лет при исследовании околопозвоночных мышц с поднятыми вперед выпрямленными руками: увеличенный тотальный лордоз грудного и поясничного отделов позвоночника.
Рис. 6о). Физические упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки: напряженное прогибание позвоночника.
Рис. 6с). Физические упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки: упражнение, направленное на улучшение координации.
Рис. 6л). Физические упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки: наклоны туловища вперед с прямой спиной.
Рис. 2. Выпрямленная осанка: благодаря напряжению мышц разогнут позвоночник и уменьшен угол наклона таза.
Рис. 6б). Физические упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки: разведение прямых рук в стороны.
Рис. 6м). Физические упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки: отжимание от пола.
Рис. 6д). Физические упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки: приседания с гимнастической палкой.
Рис. 6е). Физические упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки: поднимание гимнастической палки вверх и назад, глубокий вдох.
Рис. 6а). Физические упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки: руки на пояс, глубокий вдох.
Рис. 6п). Физические упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки: отжимание от пола с прогибом через палку.
Рис. 6ж). Физические упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки: потягивание руками с гимнастической палкой вверх.
Рис. 6и). Физические упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки: броски мяча из-за головы.
Рис. 4б). Круглая спина у подростка 15 лет: при напряжении мышц деформация позвоночника и угол наклона таза не корригируются.
Рис. 6з). Физические упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки: имитация ударов в боксе.
Рис. 1. Привычная осанка у подростка 13 лет.
Рис. 6н). Физические упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки: поднимание мяча прямыми ногами.
Рис. 6р). Физические упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки: упражнение, направленное на улучшение координации.
II
Осанка
привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении: правильная О. характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе; неправильная О. может вызывать нарушения деятельности внутренних органов.