Большая советская энциклопедия
I
О́сака
префектура в Японии (т. н. столичная префектура — Осака-фу), в южной части о. Хонсю на побережье Внутреннего Японского моря. Площадь 1854 км2. Население 8023 тыс. чел. (1973), в том числе городское 7,5 млн. Административный центр — Осака; др. значительные города: Сенри, Сенбоку, Сакаи, Фусе, Кисивада. Большая часть территории О. занята равниной Кинки. Климат субтропический, влажный. Почти все равнинные участки возделаны, в низкогорьях — субтропические и широколиственные леса. Префектура О. образует основную индустриальную зону экономического района Кансай. В 1971 на долю О. приходилось около 11% общей стоимости промышленной продукции страны. Ведущие отрасли: общее машиностроение, электромашиностроение, металлургия, химическая промышленность. Быстрыми темпами развивается нефтехимия, точное машиностроение, электронная промышленность. Значительный удельный вес сохраняет текстильная промышленность. Многочисленны предприятия пищевой, лесопильной, деревообрабатывающей промышленности. Предприятия размещаются в приморской полосе О., образуя сплошной промышленный пояс. Сельское хозяйство имеет второстепенное значение. Преобладают мелкие крестьянские хозяйства. Обрабатываемая площадь сокращается. Основные с.-х. культуры: рис (30 тыс. га, 52 тыс. т в 1970), ячмень, пшеница. Шелководство. Развито овощеводство и садоводство (главным образом выращивание цитрусовых). Животноводство (стойловое содержание); птицефермы. Рыболовство.
Н. А. Смирнов.
II
О́сака
город в Японии, на прибрежной равнине Внутреннего Японского моря, в дельте судоходной р. Иодо. Административный центр т. н. столичной префектуры Осака (Осака-фу). Площадь города 206 км2. Население 2,9 млн. чел. (1973).
О. — второй после Токио по экономическому значению город страны. Вместе с пригородами и городами-спутниками образует индустриальное ядро одного из ведущих экономических районов Японии — Кансай. О.— крупный торгово-пассажирский порт (через О. проходит свыше 40% экспорта страны по стоимости), важный узел автомагистралей, ж. д. и авиалиний (аэропорт близ Итами имеет международное значение). Важный финансово-банковский и торговый центр Японии. Местонахождение фондовой, рисовой, хлопковой бирж, торгово-промышленных палат, правлений акционерных обществ, а также отделений крупных коммерческих банков страны. В городе сконцентрировано свыше 30 тыс. промышленных предприятий. На О. приходится 15% общеяпонской выплавки стали, 40% проката и свыше 1/3 производства изделий из цветных металлов. В 1960—70-х гг. в структуре промышленности произошли изменения: ведущее место в промышленном производстве заняла продукция тяжёлой индустрии. Преобладают виды сложного, точного, высококвалифицированного машиностроения — судостроение, энергетическое машиностроение, приборо-, станкостроение, производство радиотехнического оборудования. Развита химическая (резиновые изделия, синтетические материалы, лакокрасочные, фармацевтические изделия), текстильная (тонкие шерстяные, хлопчато-бумажные ткани, трикотаж), полиграфическая, кожно-обувная промышленность. Имеются также предприятия пищевой (рыбоконсервной, мукомольной, сахарной и др.), цементной, стекольно-керамической, деревообрабатывающей промышленности. Большинство крупных предприятий расположено на прибрежной полосе в западной части портового района или на берегах р. Подо. В О. — многочисленные парки. Метрополитен.
В О. — университет и др. вузы. Городской музей изящных искусств, планетарий. В 1970 в О. происходила всемирная выставка «ЭКСПО-70».
Н. А. Смирнов.
В древности на месте современной О. находился населённый пункт Нанива, наиболее ранние упоминания о котором относятся к 4—7 вв. В 15 в. Нанива стал носить современное название О. В 1583—86 Хидэёси Тоётоми (фактический правитель Японии в 80—90-х гг. 16 в.) построил в О. замок и сделал город своей резиденцией. Вскоре О. превратился в крупный город, ставший важным торговым центром Японии. В 17—1-й половине 19 вв. в О. неоднократно вспыхивали восстания городской бедноты. В 1837 в О. произошло под руководством Хэйхатиро Осио крупное восстание против правительства Токугава. С начала 20 в. О становится одним из центров рабочего движения.
Центр О., ограниченный кольцевой железной дорогой, имеет планировку, близкую регулярной. Живописность городу придают многочисленные каналы (О. называют японской Венецией), соединённые с р. Йодо, а также парки Наканосима и Теннодзи с ландшафтным садом Кейтакуен. Сохранились памятники средне-вековой архитектуры: храм Ситеннодзи (основан в 6 в., перестроен в 1623), синтоистский храм Теммангу (основан в 10 в., перестроен в 1901), замок О. (1586, разрушен и реконструирован в 17 в., реставрирован в железобетоне в 1931). В числе важнейших построек 20 в.: Новый театр кабуки (1958, архитектор Мурано и Мори), административное здание Денцу (1960. архитектор К. Танго), здание фармацевтической лаборатории (1961, архитектор Д. Сакакура), университет искусств (1966), международный аэропорт (1968). В окрестностях О. — города-спутники Сенбоку (1964—70), Кори (1958—64), Сенри (1961—68).
Осака. Храм Ситеннодзи. Основан в 6 в., перестроен в 1623.
Осака. Административное здание Денцу. 1960. Архитектор К. Тангэ.
Осака. Общий вид города.
Осака. План города.