Большая советская энциклопедия
I
Окта́ва (от лат. octava — восьмая)
в музыке,
1) Интервал, охватывающий восемь ступеней диатонического звукоряда или шесть целых тонов. Принадлежит к числу совершенных Консонансов. С точки зрения акустики (См. Акустика), О. — интервал между двумя частотами (f1 и f2), логарифм отношения которых при основании 2, т. е. log2 (f2 /f1), равен единице, что соответствует отношению верхней граничной частоты к нижней граничной частоте, равному двум (f2 /f1= 2). 1 Октава = 1200 Центов = 301 Савар.
2) Восьмая Ступень диатонического Звукоряда.
3) Часть музыкального звукоряда, в которую входят все основные ступени:.до, ре, ми, фа, соль, ля, си, или двенадцать полутонов хроматической гаммы (См. Хроматическая гамма). Весь применяемый в музыке звукоряд насчитывает семь полных и две неполные О. Они располагаются снизу вверх в следующем порядке: субконтроктава (только три верхние звука — ля, си-бемоль, си), контроктава, большая О., малая О., первая О., вторая О., третья О., четвёртая О., пятая О. (один нижний звук до).
II
Окта́ва
в стихосложении, строфа из 8 стихов с рифмовкой abababcc. Развилась в итальянской поэзии 14 в., стала традиционной строфой стихотворного эпоса итальянского и испанского Возрождения («Неистовый Роланд» Л. Ариосто, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Лузиады» Л. ди Камоэнса). В остальных литературах О. долго применялась лишь в переводах и подражаниях. В 19 в. Дж. Байрон применил О. для лирико-сатирической поэмы («Беппо», «Дон-Жуан»). Его примеру последовал А. С. Пушкин в поэме «Домик в Коломне», ставшей образцом для произведений «Сон статского советника Попова» А. К. Толстого, «Две липки» А. А. Фета и др. В русском стихосложении О. пишутся 5-стопным или 6-стопным ямбом; мужские и женские рифмы обычно чередуются (правило альтернанса).