Советская историческая энциклопедия
1.
(ум. 1088) — церковно-политич. деятель Киевской Руси, писатель, летописец. По мнению М. Д. Приселкова, под именем Н. в киевском Печерском монастыре был пострижен первый рус. митрополит Иларион. В 1061 Н. был вынужден покинуть Киев из-за враждебного отношения князя Изяслава и основал монастырь близ Тмутаракани. В 1074 стал игуменом Печерского монастыря в Киеве. Н. вел борьбу против княж. междоусобиц. По мнению А. А. Шахматова, М. Д. Приселкова, Д. С. Лихачева, М. К. Каргера, Н. был автором летописного свода 1073 — одного из источников "Повести временных лет". Н. придавал большое значение точности датировок и принципу погодного хронологич. изложения материала.
Лит.: Приселков М. Д., Нестор летописец, П., 1923; Лихачев Д. С., "Повесть временных лет" (историко-литературный очерк), в кн.: Повесть временных лет, ч. 2, М.-Л., 1950; Каргер M. К., К характеристике древнерус.летописца, "ТрОДРЛ", т. 11, М.-Л., 1955.
=====
А. М. Сахаров. Москва.
2.
(светское имя — Никита Минов) (1605 — 16.VIII.1681) — церк.-политич. деятель России 17 в., патриарх рус. церкви. Род. в Нижегородском у. в семье мордовского крестьянина. В 20 лет стал священником в своем селе. В 1635 постригся в монахи. В 1643 стал игуменом Кожеозерского монастыря. В 1646 Н. своей энергией и смелостью обратил на себя внимание Алексея Михайловича. С этого времени началось возвышение Н., к-рый использовал свое все более возрастающее влияние на царя (царь называл Н. своим "собинным другом"). В 1646 Н. был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве и примкнул здесь к влиятельному "кружку ревнителей благочестия". В 1648 Н. стал митрополитом в Новгороде, где принял активное участие в подавлении восстания 1650. В 1652 Н. был возведен в сан патриарха. Весной 1653 по инициативе пр-ва и в соответствии с его политич. целями Н. начал проведение церк. реформ. Исправление книг и обрядов по греч. образцам, принятым в южнослав. странах, служило укреплению церковно-политич. связей России с этими странами; унификация культа подчиняла церковь общегос. системе централизации. Реформы были враждебно встречены значит. частью рус. духовенства, выступившей против нововведений; в церкви возник раскол. Н. и светская власть преследовали раскольников, среди к-рых были и единомышленники Н. по кружку ревнителей благочестия.
=====
Н. активно участвовал в решении политич. вопросов. Он склонял царя к прекращению войны с Польшей и был сторонником борьбы со Швецией за Балт. побережье. Неудача борьбы за выход к морю была поставлена в вину патриарху. Рост недовольства в придворных кругах произволом и властностью Н. вызвали расхождение между царем и Н. По мысли царя, церк. реформы должны были стать новым этапом подчинения церкви светской власти. Н., напротив, стремился использовать реформу для укрепления церк. организации и усиления власти патриарха с тем, чтобы освободить церковь из-под опеки светской власти. Выдвинув тезис "священство выше царства", он пытался противопоставить власть патриарха власти царя. Разрыв произошел в 1658, когда Н., оставив патриаршество, уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, рассчитывая, что царь вернет его. Но его не только не просили вернуться, а приказали оставаться в монастыре. Когда Н. в 1664 самовольно приехал в Москву и попытался снова занять патриаршее место, он был выслан обратно. Церк. собор 1666-67, подтвердив проведенные Н. реформы, снял с него сан патриарха. Н. был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. В 1681 царь Федор Алексеевич разрешил Н. вернуться в Новоиерусалимский монастырь. В дороге он умер.
=====
Лит.: Быков A. A., Патриарх Никон. Биографич. очерк, СПБ, 1891; Гиббенет Н. A., Ист. исследование дела патриарха Никона, ч. 1-2, СПБ, 1882-84; Каптерев Н. P.Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1-2, Сергиев-Посад, 1909-12; Никольский H. M., Истории рус. церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Устюгов Н. В. и Чаев Н. С., Рус. церковь в XVII в., в сб.: Рус. гос-во в XVII в., М., 1961.
=====
В. С. Шульгин. Москва.