Большая советская энциклопедия
I
Ни́кон (год рождения неизвестен — умер 1088)
церковно-политический деятель Киевской Руси, летописец. По мнению историка М. Д. Приселкова (См. Присёлков), под именем Н. в киевском Печерском монастыре был пострижен первый русский митрополит Иларион. В 1061 Н. был вынужден покинуть Киев из-за враждебного отношения князя Изяслава и основал монастырь близ Тмутаракани. В 1074 стал игуменом Печерского монастыря. Вёл борьбу против княжецких междоусобиц. По мнению многих историков, Н. был автором летописного свода 1073 — одного из источников «Повести временных лет».
Лит.: Лихачев Д. С., «Повесть временных лет» (Историко-литературный очерк), в кн.: Повесть временных лет, ч. 2, М. — Л., 1950.
II
Ни́кон (светское имя — Никита Минов)
[1605, с. Вельдеманово, ныне Перевозского района Горьковской области, — 17(27).8.1681, Ярославль], церковно-политический деятель России 17 в., патриарх русской церкви (1652—67). Родился в семье мордовского крестьянина. В 19 лет стал священником в своём селе. В 1635 ушёл в Соловецкий монастырь и постригся в монахи. С 1643 Н. — игумен Кожеозерского монастыря. В 1646 Н. своей энергией и смелостью обратил на себя внимание царя Алексея Михайловича (См. Алексей Михайлович). В 1646 Н. был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве и примкнул здесь к влиятельному «Кружку ревнителей благочестия» (См. Кружок ревнителей благочестия). С 1648 Н. — митрополит в Новгороде, где участвовал в подавлении Новгородского восстания 1650 (См. Новгородское восстание 1650). В 1652 возведён в сан патриарха. Весной 1653 начал проведение церковных реформ. Исправление книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, служило укреплению церковно-политических связей России с этими странами, находившимися под турецким игом; унификация культа подчиняла церковь общегосударственной системе централизации. Значительная часть русского духовенства выступила против нововведений, в церкви возник Раскол. Н. и светская власть преследовали раскольников, среди которых были и единомышленники Н. по «Кружку ревнителей благочестия».
Н. активно участвовал в решении политических вопросов, склоняя царя к прекращению войны с Польшей и выступая за борьбу со Швецией в Прибалтике. Неудача в борьбе за выход к морю была поставлена в вину патриарху. Рост недовольства в придворных кругах произволом и властностью Н. вызвали расхождение между царём и Н., который стремился использовать реформу для укрепления церковной организации и усиления власти патриарха, с тем чтобы освободить церковь из-под опеки светской власти. Выдвинув тезис «священство выше царства», он пытался противопоставить власть патриарха власти царя. Разрыв произошёл в 1658, когда Н., оставив патриаршество, уехал в основанный им в Подмосковье Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, рассчитывая, что царь вернёт его. Но этого не случилось, ему приказали оставаться в монастыре. Когда Н. в 1664 самовольно приехал в Москву и попытался снова занять патриаршее место, он был выслан обратно. Церковный собор 1666—67, подтвердив проведённые Н. реформы, снял с него сан патриарха. Н. был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. В 1681 царь Федор Алексеевич (См. Фёдор Алексеевич) разрешил Н. вернуться в Новоиерусалимский монастырь. В дороге он умер.
Лит.: Каптерев Н. Ф., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1—2, Сергиев-Посад, 1909—12; Устюгов Н. В., Чаев Н. С., Русская церковь в XVII в., в сборнике: Русское государство в XVII в., М., 1961.
В. С. Шульгин.