Советская историческая энциклопедия
(Nietzsche), Фридрих Вильгельм (15.X.1844 — 25.VIII.1900) — нем. философ-идеалист. Род. в деревне Рёккен близ Мерзебурга в семье протестантского пастора. В 1869-79 Н. — проф. классич. филологии Базельского ун-та. Творческая деятельность Н. продолжалась до его заболевания психич. расстройством в 1889.
=====
В книге "Несвоевременные наблюдения" ("Unzeitgemäße Betrachtungen", 1873-76) в разделе "О пользе и вреде истории для жизни" Н. изложил свои взгляды на историю. Н. отрицал объективные законы ист. развития, противопоставляя идее прогресса идею круговорота, "вечного возвращения". Для Н. характерно также отрицание истории как науки, отрицание самой необходимости накопления, систематизации и осмысления ист. фактов. Ист. память вредна человеку, писал он, ибо мешает сильной личности принимать интуитивные решения, действовать. "Волю" Шопенгауэра Н. переосмысливает как индивидуальную волю сильной личности. Деятельность "великих" (людей типа греч. тиранов и рим. императоров) — мост над "пустынным потоком бытия", она вне истории и над нею. С точки зрения свободы действий сильной личности Н. критиковал прус. монархию и гос-во Бисмарка.
=====
Непосредств. предшественником Н. в философии был Шопенгауэр. Для Н. характерно обращение к др.-греч. досократовской философии (Гераклит и др.), к ее проблематике и образу мыслей (представление о мире — как чистом становлении, о войне — как источнике жизни). В ряде произв. Н. излагает концепцию "воли" как основы мира ("воля" — центр. понятие философии Н.). Филос. и социально-политич. взгляды Н. изложены в книгах "Человеческое, слишком человеческое" ("Menschliches, Allzumenschliches", Chemnitz, 1878), "Так говорил Заратустра" ("Also sprach Zarathustra", Bd 1-4, Chemnitz, 1883-91), "По ту сторону добра и зла" ("Jenseits von Gut und Böse", 1886), "Генеалогия морали" ("Zur Genealogie der Moral", Lpz., 1887), "Воля к власти" ("Der Wille zur Macht", Lpz., 1888). В нек-рых поздних соч. Н. выдвинул идею о "сверхчеловеке". Н. с презрением относился к нар. массам и восхвалял "избранных", оправдывая их любые преступления против нравственности и насилие. Интересы "сверхчеловека" требуют, утверждал Н., подавления личности, принадлежащей к большинству. Отсюда неизбежно вытекал аморализм философии Н. "Сверхчеловеку" все дозволено: он стоит "по ту сторону добра и зла".
=====
Неравенство людей Н. считал основой человеческого бытия, т. к., по его мнению, люди в различной степени наделены "волею к власти". Для Н. нар. массы были "рабами", "стадом". Сильный человек — господин, для к-рого "стадо" служит средством к достижению цели. Гос-ву в философии Н. отводилась роль силы, превращающей нар. массы в рабов. "Война является для государства такой же необходимостью, как раб для общества", — писал H. в молодости. "Жизнь есть следствие войны, само общество — средство к войне", — заявлял он в конце жизни. Н. утверждал, что мир вступит в эпоху войн, равных к-рым не знала история.
=====
Нацисты провозгласили Н. своим идеологом, доведя до предела свойств. Н. реакц. тенденции. Н. оказал влияние на бурж. историографич. концепции 20 в. Его идея о "вечном возвращении" подготовила идею культурных циклов О. Шпенглера. После 2-й мировой войны появилось (особенно в ФРГ) много апологетич. работ о Н. Реакционным историкам импонирует в творчестве Н. культ силы и "сверхчеловека".
=====
Соч.: Gesammelte Werke (Musarion-Auagabe), Bd 1-23, Münch., (1920-1929); в рус. пер. — Собр. соч., т. 1-10, М., 1900-03.
=====
Лит.: Одуев С. Ф., Реакц. сущность ницшеанства, М., 1959; Шварц Т., От Шопенгауэра к Хейдеггеру, пер. с нем., М., 1964; Манн Т., Философия Ницше в свете нашего опыта, Соч., т. 10, М., 1961; Heidegger M., Nietzsche, Bd 1-2, Stuttg., (1961); Löwith К., Nietzsches Philosophie der ewigen Wiederkehr des Gleichen, (Stuttg., 1956); Nüesch E., Nietzsche et l'antiquité, P., 1925.
=====
Б. M. Туполев. Москва.