(Napoli) — один из старейших культурных центров Италии. 1270 тыс. жит. Большой Н. — св. 2 млн. жит. (1973). Сохранившиеся памятники изобразит. иск-ва (мозаика, настенная живопись, изображения на вазах), архитектура, фольклорные и лит. источники свидетельствуют о существ. роли в жизни города уже в 4-6 вв. до н. э. греч. культуры, в т. ч. музыки, влияние к-рой оставалось преобладающим вплоть до 2-го тыс. н. э. Неотъемлемой частью быта Н. были театр. представления с масками, мимич. и танц. сценами; музыка сопровождала празднества, обряды, процессии. Уже в нач. 6 в. в Н. имелась Певч. коллегия (по типу "Схола канторум") — одна из первых такого рода хор. школ в Европе. В 8-9 вв. начало распространяться римское литургич. пение. Оживление муз. жизни Н. связано с эпохой раннего Возрождения (кон. 13-14 вв.). Н. привлёк мн. композиторов, сочинявших духовную и светскую музыку, среди них — Маркетто Падуанский, Филипп де Витри и др. К 1423 относится первое упоминание о придв. капелле, возглавлявшейся аббатом Джентиле ди Сан-Анджело да Фазанелла. При дворе в 15 в. устраивались аллегорич. игры с пением и музыкой.
В сер. 15 в. в Н. работали видные европ. музыканты — Ю. и Б. Юлия, А. де Бонненьоре, Ф. де ла Руччелла, П. Перното, П. де Валлсека и др. Высокого уровня достигла придв. капелла, среди капельмейстеров и органистов к-рой — П. Ориола, М. Надаль, X. Торрес, Перинетто Венецианский, а также Й. Тинкторис, Н. Гаффори, бывшие крупными теоретиками. Музыка и танец стали необходимой частью придв. празднеств, приёмов, процессий. Продолжал развиваться духовный и аллегорич. т-р; в фарсах, судя по сохранившимся сведениям, заметная роль отводилась музыке и пению. Однако в зависимости от вкусов правителей Н. постоянно чередовались периоды подъёма и упадка муз. культуры.
Н. явился родиной вилланеллы — жанра бытовой музыки, получившего распространение в 15-16 вв. и ставшего общенациональным. К этому жанру обращались мн. композиторы, в т. ч. Дж. Т. Ди Майо, Дж. Д. да Нола. Позже как авторы вилланелл прославились Л. Дентиче, Дж. дель Арпа, Б. Сичилиано и др.
В нач. 16 в. Н. испытал влияние испан. культуры (в 1504-1707 находился под властью Испании). Корол. капелла постепенно утрачивает своё значение. В сер. 16 в. вице-королём Педро де Толедо была организована новая капелла (именовалась дворцовой, в отличие от старой), к-рую возглавляли крупные музыканты, гл. обр. испанские, в т. ч. Д. Ортис, Ф. де Салинас, Ф. М. де Лоскос, а также бургундцы Б. де Руа, Ж. де Мак. К кон. 16 в. капелла насчитывала 20 чел., позднее была увеличена до 30 певцов и инструменталистов и 3 органистов. Положение музыкантов и даже руководителей капеллы было бесправным. Их увольнение, а также частая смена руководителей не способствовали росту художеств. уровня капеллы. Одноврем. возрастала роль церквей и богатых дворянских домов как очагов муз. культуры. Выделялась капелла церкви Аннунциата (хор насчитывал св. 100 чел.), к-рой руководили Дж. Д. да Нола, К. Ламбарди, Ш. Стелла, П. Чероне и др. В 1630 учреждается должность гор. капельмейстера (первым был Дж. Альфьеро), в обязанности к-рого входила организация муз, части общегор. празднеств с участием корол. и церк. капелл. Во 2-й пол. 17 в. большое значение приобретает гор. капелла, к-рую возглавляли Ф. Коппола, Д. Дж. Чезаре Нетти, Ф. Провенцале, К. Нарезана.
На протяжении 16-17 вв. процветает духовная музыка, многогол. пение; мессы, мотеты создают композиторы-неаполитанцы Дж. М. Сабино, Ламбарди, Ф. Эразмо де Бартоло и др.
Развитию муз. культуры и привлечению в Н. музыкантов способствовало зарождение в 30-х гг. 16 в. и быстрое развитие нотопечатания. В Н. работали (кон. 16 в.) нотоиздатели Дж. Дж. и Дж. Б. Карлино, К. Витале, Л. Нуччи, О. Бельтрано. В кон. 16 в. организуется муз. академия, среди первых деятелей к-рой — музыкант-любитель и меценат С. Принчипе ди Салерно, а позже — отец и сын Ф. и К. Джезуальдо, дом к-рых был одним из муз. центров Н. (здесь встречались неаполитанские и иностр. музыканты, исполнялись и обсуждались новые произв.).
В 16 в. Н. становится одним из европ. центров муз. образования. Были открыты 4 консерватории: "Санта-Мария ди Лорето" (1537), "Сант-Онофрио а Капуана" (1576), "Пиета деи Туркини" (1583), "Деи повери ди Джезу Кристо" (1589). Первоначально они создавались как приюты для сирот и беспризорных, где детей обучали ремёслам, а также музыке, в особенности пению. При каждой консерватории была церковь, хор к-рой составляли воспитанники. Они пели также в др. соборах, а в 17 в. участвовали и в театр. постановках, карнавалах, процессиях и мистериях, придв. церемониях. Основанные на частные средства, консерватории впоследствии поддерживались меценатами, духовенством, а также вице-королём. На протяжении неск. десятилетий происходило постепенное совершенствование и централизация системы муз.-образоват. учреждений. В консерватории, кроме приютских детей, стали приниматься ученики за определённую плату (итальянцы, а также иностранцы). Расширился круг преподаваемых дисциплин: наряду с пением всё большее внимание уделялось игре на разл. инструментах, теории и композиции. Среди воспитанников консерваторий — Н. Йоммелли, Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло, Ф. Дуранте, Г. Греко, Н. Порпора и др. В 1720 при консерватории "Сант-Онофрио а Капуана" открылась певч. школа, готовившая певцов для церкви и т-ра. В 1743 консерватория "Деи повери ди Джезу Кристо" была превращена в духовную семинарию, а её воспитанники распределены между тремя др. консерваториями. В 1797 "Санта-Мария ди Лорето" и "Сант-Онофрио а Капуана" объединились, получив назв. консерватория "Лорето а Капуана". В 1806 последняя была объединена с "Пиета деи Туркини", образовав Королевский муз. колледж (вначале находился в здании монастыря "Сан-Себастьяно", затем — "Сан-Пьетро а Майелла"), позже — Корол. консерватория "Сан-Пьетро а Майелла". В разные годы её возглавляли Т. Траэтта, Паизиелло, Ф. Фенароли, Н. Цингарелли, Г. Доницетти и др. Особая заслуга в усовершенствовании консерватории принадлежит С. Меркаданте (возглавлял в 1840-61), К. Конта, Дж. Мартуччи.
Начиная с 16 в. в Н. бурно развивались разл. формы муз. т-ра. Опере предшествовали спектакли (в т. ч. комедии дель арте) с муз. интермедиями, танц. сценами (ставились при корол. дворе, а также в домах богатых дворян). Тогда же на площадях и рынках странствующими труппами из Сев. Италии и Испании давались представления, доступные широкому кругу горожан. В 1651 в Н. была приглашена из Рима оперная труппа А. Дженероли, показавшая "Коронация Поппеи" Монтеверди (для её гастролей в парке королевского дворца был сооружён спец. павильон). На рубеже 16-17 вв. построено первое в Н. постоянное театр. здание — "Сан-Бартоломео", где во время карнавалов давались представления, муз. комедии. В 50-х гг. 17 в. в этом т-ре (сюда в 1654 перешла труппа Дженероли), а также в дворцовом парковом павильоне и Большом зале корол. дворца проходили регулярные оперные спектакли. Репертуар составляли оперы Ф. Кавалли, М. А. Чести, неаполитанских авторов — Альфь-еро, Провенцале, Ф. Коппола и др.
Во 2-й пол. 17 в. значит. распространение получают духовные драмы (Drama sacra). Духовные оперы-оратории регулярно ставились в летние месяцы во дворе замка "Сан-Анджело миньоре", в иезуитских конгрегациях, а также в уч. заведениях и изредка в Большом зале корол. дворца (в нач. 18 в. они уступили место операм-сериа и ораториям).
В кон. 17 в. к Н. перешла ведущая роль в развитии итал. оперы. Первым крупным представителем неаполитанской оперной школы был Провенцале, но подлинным главой — А. Скарлатти, создатель многих опер-сериа. В 1683 он со своей труппой обосновался в Н. (спектакли ставились в т-ре "Сан-Бартоломео"). Скарлатти, занимавший на протяжении неск. десятилетий ведущее положение в Н. (руководил корол. капеллой, с перерывами, до конца жизни), оказал значит. влияние на все области муз. жизни и творчества. Широкой известностью пользовались в Н. певицы Ч. Дж. де Каро (прозвище — Джулла), А. Фолиа, певцы Дж. Ф. Гросси, М. Сассано (прозвище — Маттеуччо), а также исполнительница вилланелл Дж. Санчиа. На неаполитанской сцене господствовала опера-сериа. Однако именно здесь в творчестве старших мастеров неаполитанской оперной школы (Л. Винчи, Л. Лео и др.) начала формироваться как самостоят. жанр опера-буффа. Первый классич. её образец — "Служанка-госпожа" Перголези (первоначально исп. как интермедия между актами его же оперы-сериа "Гордый пленник", 1733). Ярчайшие соч. в этом жанре в дальнейшем создают Пиччинни, Паизиелло, Д. Чимароза. В 18 в. в Н. выступали крупнейшие певцы, в т.ч.М. Бульгарелли, Ф. Бордоньи, В. Тези, К. Броски (Фаринелли), Н. Гримальди (Николино), Дж. Конти (Гацциелло), Г. Майорани и др. Происходят перемены в организац. структуре и характере муз. жизни. В 1737 был закрыт т-р "Сан-Бартоломео", центром оперного иск-ва становится т-р "Сан-Карло" (построен по проекту арх. Дж. А. Медрано, открыт в 1737 оперой "Ахилл в Скиросе" Сарро). Т-р имел большой по тем временам оркестр (в год открытия 45, позже до 55 музыкантов), хор (в основном из воспитанников консерваторий). Параллельно с "Сан-Карло" действовали также т-ры "Делла Паче" (1724-49), "Нуово" (1724-1935), "Фьорентини" (1709-1820), "Дель Фондо" (с 1779, позже назв. т-р "Меркаданте"), "Сан-Фердинандо" (открыт в 1790).
Наряду с оперой растущей популярностью пользовались более демократич. формы муз. т-ра, гл. обр. муз. комедии на неаполитанском диалекте. Музыку к ним писали А. Орефиче, М. Фаджоли, Н. Логрошино, Дж. де Майо и даже Перголези. Распространение получают также разнообразные танц. празднества (специфич. форма муз. жизни Н.), в к-рых участвует корол. капелла (после Скарлатти ею руководили Лео, Винчи, Дуранте и др.). Большой вклад в муз. жизнь города внесли комп. Пиччинни, Йоммелли, А. Саккини, Траэтта, П. А. Гульельми и др. В 18 в. неаполитанская оперная школа оказала воздействие на творчество мн. европ. композиторов. Соч. её представителей стали звучать во всех европ. странах. В 1-й пол. 19 в., ознаменованной наполеоновскими войнами и последующим периодом борьбы за независимость, Н. в значит. степени утратил своё ведущее положение как в области композиторского творчества, так и муз. образования, однако по-прежнему оставался важным очагом оперного и вок. иск-ва. Большое значение имела деятельность руководителя т-ра "Сан-Карло" импрессарио Дж. Варойя, по инициативе к-рого для т-ра писали В. Беллини, Дж. Россини. С т-ром были связаны комп. Цингарелли, Меркаданте, Л. и Ф. Риччи, Э. Петрелла. Ряд опер написал для него Дж. Верди ("Альзира", "Луиза Миллер"). После объединения страны "Сан-Карло" был изъят из ведения гор. властей и на нек-рое время почти прекратил свою деятельность (давались единичные спектакли). В этот период ведущую роль играл т-р "Нуово", где состоялось много премьер опер Верди; в этом т-ре дебютировал Э. Карузо. К кон. 19 в. и в первые десятилетия 20 в. "Сан-Карло" постепенно возвращает своё ведущее положение благодаря пост. ряда веристских опер и привлечению молодых талантливых певцов.
В сер. 19 — нач. 20 вв. возрастает интенсивность конц. жизни, возникают первые конц. организации — Филармонич. академия, Квартетное об-во (осн. А. Лон-го), симф. оркестр (рук. Дж. Мартуччи). Среди ведущих музыкантов — Дж. Наполи, Мартуччи, Лонго, М. Персико, Р. Пароди, Г. Паннаин.
В годы фашистской диктатуры Н. во многом утерял значение муз. центра. В 1943 был закрыт т-р "Сан-Карло" (вскоре частично разрушен бомбой). Однако после освобождения Н., ещё до восстановления здания (1946), давались спектакли и концерты. После 2-й мировой войны т-р стал основой возрождения муз. жизни города. Здесь создана одна из лучших в Италии оперных трупп, на его сцене выступают прославленные певцы — Б. Джильи, Т. Скипа, М. Канилья и др. Муз. спектакли ставятся также в старинном здании т-ра "Корте" (гл. обр. камерные оперы). Одним из организаторов муз. жизни Н. является Неаполитанская муз. академия, устраивающая ежегодно циклы концертов, конкурсы, проводящая летние курсы усовершенствования исполнителей. Среди др. муз. организаций — Гор. отделение Итал. радио и телевидения, Ассоциация молодых музыкантов (основана после войны, ведёт значит. муз.-просвет. деятельность), об-во "Артистическое движение Неаполя". В Н. работают оркестры Неаполитанской муз. академии, Об-ва Алессандро Скарлатти, камерный оркестр педагогов и студентов консерватории. В Н. с 1952 проходит Междунар. конкурс им. А. Казеллы (каждые 2 года, до 1960 участвовали пианисты, с 1962 — также композиторы). Центр. событиями сезонов становятся также фестиваль "Неаполитанская муз. осень" (в программе симф. концерты и оперные спектакли), традиционный "Июльский фестиваль" (рассчитан гл. обр. на туристов; смешанные программы).
В Н. находятся библиотеки и музеи, хранящие ценные материалы, связанные с муз. историей Италии (б-ка консерватории, архивы монастырей, ряд частных собраний). Своеобразной и существ. чертой муз. быта Н. остаётся широко распространённый традиц. фольклор — знаменитые канцоны, танц. празднества, выступления нар. оркестров. Ежегодно проходят большие фестивали неаполитанской песни, с факельными шествиями и танцами, привлекающие тысячи туристов.
Литература: Florimo F., Cenno storico sulla scuola musicale di Napoli, v. 1-2, Napoli, 1869-71, La scuola musicale di Napoli e i suoi conservatorii, v. 1-4, Napoli, 1880-82; Alberti A., Quarant'anni d'istoria del Theatro dei Fiorentini in Napoli, v. 1-2, Napoli, 1878; Croce В., I teatri di Napoli, Napoli, 1891, Bari, 1966; Giacomo S. di, Cronaca del Teatro San Carlino, Napoli, 1891, Trani, 1895; его же, I quattro antichi conservatorii musicali di Napoli, v. 1-2, (Palermo), 1924; Pannain G., Musica e musicisti in Napoli nei secoll XIX e XX, Roma, 1923; Prota-Giurleo U., La prima calcografia musicale a Napoli, Napoli, 1923; его ж e, I teatri di Napoli nel '600, Napoli, (1962); Santagata E., Il Museo storico musicale di "S. Pietro a Majella", Napoli, 1930; Caravaglios C., Voci e gridi di venditori in Napoli, Catania, 1931; Ceci G., Maestri organari a Napoli, dal XV al XVIII secolo, Napoli, 1931; Di Massa S., Storia delia canzone napoletana dal 1400 al 1900, Napoli, 1961.
M. M. Яковлев.