НАВИГАЦИЯ, комплекс способов, которыми определяют местонахождение судна или летательного аппарата и его маршрут. Используются пять основных методов: навигационное счисление пути (регулярная фиксация пройденного расстояния и направления и вычерчивание по этим данным пути на карте); лоцманское сопровождение (проведение кораблей с ориентировкой на буи, береговые знаки и т.д.); ориентирование по звездам и солнцу; ИНЕРЦИОННОЕ НАВЕДЕНИЕ (используется в навигации космических кораблей); радионавигация. Последний способ включает использование РАДИОМАЯКОВ, систем дистанционного слежения (СИСТЕМА «ЛОРАН»), РАДАРОВ и спутниковых навигационных систем, таких как ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА НАВИГАЦИИ (ГСН). Приборы и морские карты позволяют определять местоположение объекта по ШИРОТЕ и ДОЛГОТЕ, азимуту (направление в градусах, исчисляется от направления на север), скорости объекта и пройденному расстояние. см. также КОМПАС, ГИРОКОМПАС, СЕКСТАНТ.
Навигация. Домашние голуби (А) успешно совершают перелеты домой в несколько сотен километров из мест, в которых никогда раньше не были. Эти удивительные факты вызвали множество экспериментов, подобных приведенным ниже- Все доказательства говорят о том, что видимые ориентиры здесь совершенно не важны, так что становится очевидным, что голуби используют навигацию по солнцу. Однако еще в XVI в. моряки уже знали, что навигация по солнцу требует знания точного времени. Свет и темнота влияют на поведение птиц. В ходе эксперимента внутренние часы лабораторных птиц были изменены (ускорены или замедлены) при помощи искусственного освещения. Выпущенный голубь с неизмененными часами летит домой в правильном по отношению к солнцу направлении (1)(красные стрелки на всех рисунках показывают правильное движение к голубятне и черные стрелки — наблюдаемый разброс правильного направления). Для голубя с часами, «установленными» на шесть часов вперед, и выпускаемого в полдень, время — как бы шесть часов вечера, а значит солнце будто находиться в положении, соответствующем шести часам вечера (2), т.е. намного западнее, чем в реальности. Следовательно,голубь летит намного восточнее, пытаясь придерживаться заданного курса (3). Однако голуби могут совершать перелеты и в пасмурную погоду (4). В этом случае птицы с измененными часами выбирают направление также точно, как и птицы с нормальными часами (5). На самом деле у них срабатывает еще один прием навигации — использование магнитных полей Земли. Это доказывает эксперимент, при котором на шею голубя прикрепляют небольшой магнитный шарик, искажающий магнитное поле вокруг птицы. В пасмурный день направление полета у такого голубя сгано вится беспорядочным (6). То. что птица ориентируется по магнитному полю, подтверждается тем. что голубь с таким же по размеру, но медным шариком не сбивается с пути. Однако в солнечные дни голубь с магнитом и нормальными часами переходит к навигации по солнцу и при нарушении магнитного поля не сбивается с пути (7)