Большая советская энциклопедия
На́торп
(Natorp)
Пауль (24.1.1854, Дюссельдорф, — 17.8.1924, Марбург), немецкий философ-идеалист, наряду со своим учителем Г. Когеном глава марбургской школы неокантианства (См. Неокантианство). С 1885 профессор Марбургского университета. Кантовское понятие «вещи в себе» (См. Вещь в себе) трактуется у Н. лишь в качестве «предельного понятия», побудительного начала научного познания; соответственно кантовское принципиальное различие между априорными формами чувственности и категориями рассудка устраняется и превращается в чисто логическую проблему: как всё содержание научного знания определяется изначальным актом мышления («первоисточником») — связыванием противоположных деятельностей (обособления и объединения). Классическим примером научного знания Н. считает математический анализ, усматривая в истории математики и естествознания тенденцию к вытеснению всех специальных объектов исследования конструкциями чистой мысли. В работах по истории античной философии (особенно о Платоне) Н. истолковывает её в духе идеализма нового времени, сближая, в частности, метод Платона с трансцендентальным методом Канта в его интерпретации марбургской школой.
Н. уделял большое внимание проблемам так называемой социальной педагогики, которая тесно связана с возникшей внутри марбургской школы идеей этического социализма (См. Этический социализм). Основной мотив социальной педагогики Н. — образование индивида с целью включения его в бесконечное движение человечества к идеальному обществу, где каждый индивид рассматривался бы не только как средство, но и как цель. Социально-политические взгляды Н. представляют собой вариант буржуазного либерализма.
П. П. Гайденко.