Комплекс природных задатков, обеспечивающих возможность воспитания в человеке муз. вкуса, способности полноценного восприятия музыки, подготовки из него музыканта-профессионала. По данным совр. муз. психологии задатки М. присущи каждому человеку, хотя порой они остаются невыявленными или неразвитыми. Важнейшим из них является муз. слух (см. Слух музыкальный). При этом наличие абсолютного слуха или тонкого относительного слуха оказывается менее важным, чем способность ощущать ладофункциональные отношения звуков. Большое значение имеет чувство ритма. Ценным задатком является муз. память. Особо выделяют композиторские задатки: муз. фантазию, способность представлять себе звучания и их исследования, "мыслить в звуках". Успех воспитания музыканта-профессионала определяется не только собственно М., но и др. данными. Так, для певца решающее значение имеет наличие красивого по тембру голоса и способности управлять им. Для музыканта-исполнителя важны также строение, подвижность и управляемость руки, пальцев, для исполнителя-духовика, помимо этого, и состояние дыхательного аппарата. Осн. муз. способности передаются но наследству, в связи с этим история музыки знает целые династии музыкантов (семья Бахов). Для выявления муз. способностей разработаны разл. тесты.
Литература: Billroth Th., Wer ist musikalisch?, hrsg. von E. Hanslick, В., 1895, 1912; Seashore С. Е., The psychology of musical talent, Boston, (1919); Кries J. von, Wer ist musikalisch?, В., 1926; Wing H., Tests of musical ability and appreciation, Camb., 1948 ("British Journal of Psychology", Monograph, suppl. 27); Rйvйsz G., Die Vererbung der musikalischen Anlage, "Universitas", 1950, (v.) 5; Кауser L., Prьfung der Musikbegabung, "Musik in Unterricht" (Allgemeine Ausgabe), 1962, Bd 53. См. также лит. при статьях Психология музыкальная, Музыкальное воспитание.