Мот (mt, «смерть»), в западносемитской мифологии бог смерти и подземного царства мертвых, воплощение хаоса, насылающий засуху и бесплодие; главный противник Балу. В угаритских мифах М. — божество огромного роста, он пожирает все живое, раскрывая пасть от земли до неба, его язык достигает звезд. В царство М. уходят мертвые или он сам приходит за умирающими, например к Карату, спасти которого смогла лишь божественная целительница Шаатикат, созданная Илу и победившая М. Смерть (т. е. М.) может проникнуть в дом через окно (Иерем. 9, 21); не случайно, по-видимому. Балу противится намерению Кусар-и-Хусаса сделать окно во дворце Валу. Один из основных претендентов на власть над миром, М. убивает Балу, явившегося по его требованию к нему на пир, что приводит к засухе и опустошению, но М. и сам гибнет от руки Анат; через семь лет он возвращается к жизни и борется с Балу, но остается побежденным (ср. семилетний земледельческий цикл с оставлением земли под парами на седьмой год; Лев. 25, 3-4; 26, 34-35 и 43). Схватка между М. и Балу постоянно возобновляется. Смерть М. (как и воскресение Балу) связывается с жизнью и плодородием на земле; возможно, что М. (умерший?) наделялся одновременно и плодоносящей силой. Не случайно Анат размалывает М. и рассеивает его останки по полю подобно зерну, после чего возрождается жизнь, а с нею и Балу. В теогонии Санхонйатона — Филона М. предстает в виде ила, как смерть и одновременно плодоносная жизненная сила; он порожден ветром и желанием, от него произошли все еще не существовавшие элементы мироздания. М., очевидно, соответствует почитавшийся в Пальмире бог Рабасйрэ (арам. rb'sr) — владыка мертвых и потустороннего мира. И. Ш. Шифман.