(санскр. через язык кави «начало становления»)
в мифологии батаков (остров Суматра, Западная Индонезия) бог-создатель. М. Д. извечен и правит тремя мирами: верхним на небесах, разделенным на 7 слоев, срединным на земле и нижним подземно-морским. По одному из мифов, М. Д. триедин в ипостасях, соответствующих трем мирам: Туан Буби на Болон — правитель и сущность верхнего мира, монстрообразный Раджа Пинангкабо, свисающий в деревянной клетке с ветвей мирового древа — для срединного мира и змееобразный Нага Падоха (также Пане на Болон) — повелитель подземелья. Божественная триада Батара Гуру, Мангалабулан и Сорипада тоже считается эманацией М. Д. Противоречивое единство трех миров воплощено в образе мирового древа и собственно М. Д. Один из титулов М. Д.- Асиаси («милосердный»), иногда рассматриваемый в качестве отдельного бога, пятого после триады и М. Д. Действует М. Д. по поручению божественной триады и подчинен ей [см. БАТАРА ГУРУ(1)]. М. Д. восседает на вершине седьмого неба под царством мертвых душ (Бегу). Перед его домом стоит дерево Джамбубарус, на листьях которого написана судьба будущих людей, вручаемая двумя женщинами душам (тонди), отправляющимся на землю. М. Д. сотворил мир при помощи птиц: ласточек-посланцев, курицы, снесшей яйца в ветвях мирового древа, из которых вылупились жены божественной триады (по другим версиям, вместо курицы — бабочка), и др. По некоторым мифам, М. Д. выступает и как создатель людей, по другим,- эту функцию выполняют его внучки Сидеак Паруджар, Мангалабулан. М. а. Членов.