Новая философская энциклопедия
МУДРОСТЬ – высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия. Большинство определений мудрости, встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивают в ней именно момент высшего знания в его ценностном выражении. В античности мудрость рассматривалась как одна из четырех кардинальных добродетелей (наряду с умеренностью [УМЕРЕННОСТЬ], справедливостью и мужеством [МУЖЕСТВО]). По Лейбницу, мудрость есть «знание высшего блага», по Канту – «свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей»; Л.Н.Толстой определял ее как «знание вечных истин, приложимых к жизни» и т.д. Один из существенных изначальных смыслов мудрости связывался с психической трансформацией субъекта знания на пути восхождения (рационалистического, экстатического и др.) субъективного духа к Абсолюту. Данный смысл мудрости, обозначающий состояние высшей сверхличностной духовности, был впоследствии соотнесен в ряде направлений (трансперсональная психология и др.) с различными сверхнормальными проявлениями ментальности (предвидением, ясновидением и т.п.).
В этико-философском контексте значение слова «мудрость» тесней всего переплелось с греч. понятием софия [СОФИЯ], означающим не только субъективное состояние души или ума, но и объективные характеристики вещей (их совершенство, красоту, гармонию), а также содержащим вполне четкое указание на творчество. Последнее значение понятия «софия» наложило существенный отпечаток на его этико-философское осмысление, начиная с Сократа–Платона и кончая русскими философами-софиологами (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Е.Н.Трубецкой, Л.П.Карсавин и др.). В этико-философском смысле софия-мудрость стала пониматься как творческое воплощение идеи в бытии, истины в жизни, как идеальное преображение действительности и жизненное воплощение идеальности. Это состояние осуществляется в образе жизни мудреца, пытающегося через нравственное творчество жизни и софийное преображение «этоса» достичь единения с Абсолютом. Т.о., мудрость в ее целостном духовно-практическом выражении сопрягается и с нравственной мудростью.
Литература:
1. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития [Гл. IV]. Кн. 2. М., 1994;
2. Назаров В.И. Феноменология мудрости: Образы мудреца в истории культуры. Тула, 1993;
3. Проделки хитрецов: Мифы, сказки, басни и анекдоты о прославленных хитрецах, мудрецах и шутниках мирового фольклора. М., 1977;
4. Соловьев В.С. Философия начала цельного знания. – Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1988, с. 178–195.
B.Н.Назаров