Моска (Mosca) Гаэтано (01.04. 1858, Палермо-08.11.1941, Рим)- итальянский исследователь, один из основоположников политологии. Наряду с Парето является создателем современной теорий элиты. С позиций консервативного либерализма развивал идею вечности разделения общества — независимо от социально-политических систем, разнообразия общественных групп и идеологий — на два класса: господствующий "политический класс", который берет на себя все государственные функции и пользуется связанными с этим привилегиями, и управляемый класс, неорганизованное большинство. Реальная власть, по Mоске, всегда в руках "политического класса", несмотря на многовековые иллюзии на этот счет; мифы о народном представительстве и суверенитете, эгалитаризме и т. п. на деле маскируют существование и деятельность "политического класса". Понятие "политический класс" у Mоски весьма неопределенно: неясны критерии его выделения, генезис, состав, объем и др. характеристики.
Mоска пытался со временем дифференцировать свою схему, стал говорить о более многочисленном классе, который является опорой и подножием правящего. Однако и в отношении этого, "среднего", класса у Mоски отсутствует какая-либо конкретность и ясность. Народовластие, реальная демократия и социализм, по Mоске,- утопии, не совместимые с законами общества и с человеческой природой. Mоска считал, что власть может быть от народа, для народа, но не может быть властью самого народа. Одну из основных задач созданной им "политической науки" Mоска видел в освобождении правителей от этих необходимых для масс мифов, а также в выработке "научной политики", которая станет основным инструментом в руках правящей элиты. Имея в руках такой инструмент, господствующий класс со временем будет формироваться не на имущественной или какой-либо другой основах, а на основе ума, способностей, образования и заслуг своих представителей. Осуществление этой меритократической утопии (Меритократия) Mоска относит в неопределенно далекое будущее. Подобно Парето, Mоска считает, что без обновления элиты невозможна социальная стабильность, которая является основой общества. Всякая элита имеет тенденцию (если не де-юре, то де-факто) к превращению в "закрытую", наследственную, что ведет ее к вырождению. Предотвратить это может только наличие свободных дискуссий, которые вынуждают "политический класс" в необходимой степени обновляться, позволяют держать его в определенных рамках и устранять его в тех случаях, когда он более не отвечает интересам страны.
По Моске, в обществе всегда существуют силы, готовые заменить старое правящее меньшинство. Постепенный обмен между ними и как результат нормальное состояние и функционирование правящего класса — залог "здоровья" общественного организма при условии преобладания стабилизационной, консервативной тенденции. Возможны три варианта динамики "политического класса": "увековечение" без обновления, "увековечение" с обновлением (оптимальный, по мнению Моски, вариант) и чистое обновление. Сочетание этих вариантов с двумя формами государственного правления — автократической и либеральной — дает четыре типа государства: аристократическо-автократическое, аристократическо-либеральное, демократическо-автократическое и демократическо-либеральное. В наибольшей степени к упадку "политического класса", с точки зрения Моски, ведет предоставление политических прав народу. Он с подозрением относился к всеобщему избирательному праву и парламентаризму, подвергал критике демократические институты.