Техника. Современная энциклопедия
мо́лот
Машина ударного действия для пластической деформации металлических заготовок. Молот – одна из основных машин кузнечно-штамповочного производства, применяется для ковки (ковочные молоты) и объёмной, листовой штамповки (штамповочные молоты).
Основные части молота: подвижные (или падающие) – поршень, шток и баба; шабот (массивное основание); станина с направляющими для подвижных частей; привод и механизмы управления. Инструментом для обработки заготовок в ковочных молотах служат гладкие или вырезные бойки и подкладные штампы, в штамповочных – штампы. Верхний боёк или верхняя половина штампа крепится к бабе, нижняя – к шаботу. Заготовку помещают в нижнем бойке или нижней половине штампа. При ударе подвижной части заготовка деформируется, принимая форму нижней половины штампа.
По характеру привода различают пневматические, гидравлические молоты; высокоскоростные газовые, в которых рабочим телом является сжатый газ; молоты, в которых используется энергия смеси паров бензина или горючего газа с воздухом; взрывные; приводные механические; электромагнитные. Конструктивные особенности молота обусловлены его назначением и типом обрабатываемого изделия. Рычажные молоты с ручным приводом были известны ещё в 13–14 вв. В нач. 16 в. появились молоты с приводом от водяного колеса. Первый паровой молот был создан в 1839 г. (патент 1842 г.) Дж. Несмитом в Англии. В нач. 20 в. в молотах стали применять электропривод. В 1940-е гг. появились взрывные молоты (в России), в 1950-е гг. – высокоскоростные газовые молоты (в США, Западной Европе).