Большая советская энциклопедия
I
Модуля́ция (от лат. modulatio — мерность, размеренность)
в физике и технике, изменение по заданному закону во времени величин, характеризующих какой-либо регулярный процесс. М. вызывают внешним воздействием. Наибольшее практическое значение имеет М. электромагнитных колебаний радио- и оптических диапазонов (см. Модуляция колебаний, Модуляция света). Работа всех электронных приборов основана на М. электронного потока. Так, в электронных лампах (См. Электронная лампа) применяется М. плотности электронного потока, в Кинескопах — М. интенсивности электронного пучка, бомбардирующего экран. В Клистронах и др. электронных приборах СВЧ используют М. скорости электронов. М. широко применяется в измерительной технике; предварительная М. измеряемой величины позволяет повысить чувствительность аппаратуры и точность измерений.
II
Модуля́ция
в музыке, смена тональности со смещением тоники (тональная М.). В обычной функциональной М. связь тональностей устанавливает общий для них посредствующий аккорд, меняющий свою функцию при появлении гармонического оборота, характерного для новой тональности. Решающее значение приобретает модулирующий аккорд с соответствующей альтерацией.
Особый вид функциональной М. — энгармоническая М. (см. Энгармонизм), в которой посредствующий аккорд оказывается общим для обеих тональностей благодаря энгармоническому переосмыслению его структуры. Такая М. легко связывает отдалённые тональности и часто производит впечатление неожиданного крутого модуляционного поворота.
Большое значение в М. имеют мелодические связи аккордов, естественное Голосоведение. Они могут играть ведущую роль в М., отстраняя на задний план функциональные связи аккордов и даже совсем их заменяя. Такая мелодико-гармоническая М. без общего аккорда наиболее характерна при непосредственном переходе в отдалённую тональность, в котором связующим звеном служит только модулирующий мелодически-подводящий аккорд. В одноголосном (или октавном) движении встречается мелодическая М. (как таковая, без гармонии), которая может идти и в далёкую тональность.
М. без всякой подготовки, с непосредственным утверждением новой тоники, называется сопоставлением тональностей. Она обычно применяется при переходе к новому разделу формы, однако изредка встречается и внутри построения.
От тональной М. отличается ладовая М., в которой без смещения тоники происходит только перемена наклонения лада в одноимённой тональности (см. Наклонение в музыке).
Лит.: Риман Г., Систематическое учение о модуляции..., пер. с нем., М., 1929; Римский-Корсаков Н. А., Учебник гармонии, Полн. собр. соч., т. 4, М., 1960; Тюлин Ю., Учебник гармонии, ч. 2, М., 1959.
Ю. Н. Тюлин.