Советская историческая энциклопедия
(от греч. mystikos — таинственный) средневековая — религ.-философ. направление, видевшее путь постижения бога не в логике и рассуждении (схоластика), а в иррац. созерцании и чувстве. М. распадалась на ортодоксальную и еретическую. Первым ср.-век. философом мистич. направления был И. Эриугена (9 в.). Мистико-пантеистич. учение Эриугены, исходившее из субстанциального единства божественного и человеческого разума (тем самым в сущности возвышавшее человеческий разум), находилось в непремиримом противоречии с католич. вероучением и было осуждено в 13 в. католич. церковью как еретическое. В 12 в. с обострением клас. и идеологич. борьбы (в связи с ростом городов) развивается ортодоксальная М. как реакция против прогрессивного рационалистич. течения в ранней схоластике, выражавшего сопротивление разума авторитету церкви. Ортодоксальная М. стремилась к полному подчинению разума вере (Бернар Клервоский и представители Сен-Викторской школы, осн. специально для опровержения "мудрствований схоластов"). В 13-14 вв. как протест ср.-век. бюргерства против духовной диктатуры церкви, освящавшей феод. порядок, ширится оппозиционное, еретич. направление М., являвшееся одной из форм "революционной оппозиции феодализму" (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Еретической являлась и пантеистич. нем. М. (Экхарт, И. Таулер), искавшая пути познания в слиянии души с богом в результате индивидуальных усилий личности, что вело к мысли о ненужности сложной церк. организации и культа для "спасения" верующего. Кроме того, она признавала также самостоят. (хотя и вторичную) ценность светской деятельности человека. Наиболее радикальным было хилиастич. направление в М., связанное с крест.-плебейскими еретич. движениями. Родоначальником ср.-век. хилиазма в М. был Иоахим Флорский (12 в.), идеи к-рого получили открыто антифеод. истолкование у Дольчино (14 в.). Табориты развернули хилиастич. идеи в открыто-революц. программу. Энгельс отмечал, что "средневековые мистики, мечтавшие о близком наступлении тысячелетнего царства, сознавали уже несправедливость классовых противоположностей" (там же, т. 20, с. 160-61). С хилиастич. направлением М. связаны были плебейские ереси эпохи Реформации (напр., анабаптисты), они оказали значит. влияние и на формирование взглядов Т. Мюнцера. М. была широко представлена не только на З., но и на В. В мусульм. странах наиболее влият. мистич. направлением был суфизм.
=====
Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; его же, К истории первоначального христианства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22; его же, Естествознание в мире духов, в его кн.: Диалектика природы, М., 1955; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Вертеловский А., Зап. ср.-век. мистика и отношение ее к католичеству, X., 1888; Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней гор. культуры во Франции, М., 1953; Смирин М. M., Нар. реформация т. Мюнцера и Великая Крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957; Preger W., Geschichte der deutschen Mystik im Mittelalter, Bd 1-3, Lpz. 1893; Büttner Th., Werner E., Circumcellionen und Adamiten, В., 1959; Kalivoda R., Husitská ideologie, Praha, 1961.
=====
С. М. Стам. Саратов.