Большая советская энциклопедия
I
Мино́р
Лазарь Соломонович [17(29).12.1855 — 1942], советский невропатолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1927). В 1879 окончил медицинский факультет Московского университета, работал у А. И. Бабухина, А. Я. Кожевникова. В 1910—17 директор клиники нервных болезней московских Высших женских курсов, в 1917—32 заведующий клиникой нервных болезней медицинского факультета 2-го МГУ (с 1930 — 2-й Московский медицинский институт). Описал симптоматологию поражения эпиконуса спинного мозга и особый «симптом посадки», при ишиасе (феномен М.), своеобразную форму наследственного дрожания (т. н. эссенциальный тремор М.). Ряд работ М. посвящен гистологии нервной системы. Как врач и общественный деятель внёс значительный вклад в борьбу с алкоголизмом (организация специальных лечебниц и т. п.). Почётный член многих советских и зарубежных научных обществ. Создал крупную школу невропатологов, среди представителей которой В. В. Крамер, М. Б. Кроль, Л. Г. Членов, А. М. Гринштейн и др.
Соч.: Борьба с алкоголизмом с точки зрения нервной патологии, М., 1897; Научные основыборьбы с курением табака, М., 1914; Лечение нервных болезней, 2 изд., М. — Л., 1935.
II
Мино́р (от лат. minor — меньший)
k-го порядка матрицы, определитель, составленный из элементов, стоящих на пересечении произвольно выделенных k строк и k столбцов матрицы. Так, определитель
есть М. 2-го порядка матрицы
составленный из ее элементов, стоящих на пересечении 1-й и 4-й строк со 2-м и 3-м столбцами. М. определителя называются М. матрицы этого определителя. См. Матрица, Определитель.
III
Мино́р (итал. minore, от лат. minor — меньший; также moll, от лат. mollis — мягкий)
лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие с присущей ему окраской (наклонением). Структура минорного лада (a-moll, или ля минор):
М. (как трезвучие, не совпадающее с нижними тонами натурального звукоряда, и как лад, построенный на основе этого трезвучия) имеет тёмную окраску звучания, противоположную мажору; контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке.
Рис. к ст. Минор.