(Mexico) — столица Мексики, культурный центр. 7006 тыс. жит. (1970). С конца первой трети 16 в. муз. жизнь М. находилась в руках служителей католич. церкви. В 1527 в М. открылась муз. школа, где обучали церк. пению и игре на муз. инструментах. Получили распространение театр. представления на библейские и евангельские сюжеты, к-рые сопровождались музыкой. В 1528 был основан кафедральный собор, певческая капелла к-рого стала центром муз. жизни не только М., но и всей испан. Америки. В конце 16 в. капелла исполняла произв. Палестрины, Виктории, Моралеса, Герреро. Руководили капеллой выдающиеся музыканты и коми. Л. дель Аламо, Э. Франко, X. Эрнандес, А. Родригес де Мата, Ф. Лопес-и-Капилья. Расцвет деятельности капеллы (конец 17 — нач. 18 вв.) связан с именами А. де Саласара и М. де Сумайи. Ок. 1715 при капелле открылась публич. муз. школа, к-рая готовила певчих для церк. хоров и исполнителей на муз. инструментах. В М. были изданы первые в Америке сб-ки церк. музыки ("Ordinarium", 1556, "Graduale Dominicale", 1576, и др.). Однако со 2-й пол. 18 в. церк. музыка приходит в упадок.
До конца 18 в. светская музыка ограничивалась домашним музицированием, любительскими концертами в аристократич. салонах, выступлениями дух. оркестров при муниципалитетах и др. С конца 18 в. столичная публика знакомится с испан. сарсуэлами и тонадильями. В 1805-06 были пост. оперы "Осмеянный философ" Чимарозы и "Севильский цирюльник" Паизиелло, после чего начинается увлечение итал. оперой, к-рое длилось свыше столетия. В 1820-х гг. открылся "Театро провисьональ" (работал до 1884), в к-ром в 1827 состоялись гастроли испан. тенора М. дель Пополо Висенте Гарсиа, выступившего в "Севильском цирюльнике". В 1830-1840-х гг. в М. приезжают многочисл. итал. оперные труппы. В 1844 в столице начал работать "Гран театро" (с 1867- "Театро насьональ"). С кон. 1830-х гг. в спектаклях итал. оперы уже выступали местные певцы, а в 1848 А. Кабальеро организовал Нац. оперную труппу, ставившую оперы Беллини и Доницетти. До 1840 в М. классич. инстр. музыка практически не была известна. Только в 1857 силами Филармонич. об-ва (осн. в 1826) в М. впервые были исполнены симфонии Гайдна и Моцарта, а в 1870-2-я и 5-я симфонии Бетховена.
Первые муз. уч. заведения в М. — Муз. академия X. М. Элисаги (осн. в 1825), муз. школа X. Беристайна и А. Кабальеро (1838) и Муз. академия X. А. Гомеса (осн. в 1839). Большое значение имела организация в 1866 Т. Леоном и А. Кабальеро консерватории (при Филармонич. об-ве), на базе к-рой в 1877 была создана Нац. консерватория. Здесь работал симфонич. оркестр (с 1916 — Нац. симфонич. оркестр; с 1917 его возглавил М. Понсе; с 1947 — Симфонич. оркестр Нац. консерватории). В 1892 в М. возникло акционерное об-во со своим симфонич. оркестром. В 1909 в М. был сформирован симфонический оркестр "Бетховен", пропагандировавший немецкую классическую и совр. музыку.
Новый этап в муз. жизни М. начался после организации в 1928 коми. К. Чавесом (руководил до сер. 50-х гг.) Симфонич. оркестра М. (с 1948 — Нац. симфонич. оркестр), к-рый вскоре стал одним из лучших в Лат. Америке. В его репертуаре — произв. классиков, современных композиторов, русская и советская музыка. Особая заслуга оркестра — пропаганда творчества мекс. авторов. С оркестром выступают лучшие заруб. музыканты. В сер. 70-х гг. главный дир. Л. Эррера де ла Фуэнте.
В М. работают Нац. опера, к-рая пользуется популярностью за пределами страны, Фольклорный балет Мексики (в 1965 гастролировал в СССР), имеются большой концертный зал во Дворце изящных иск-в, Национальная консерватория, Высшая музыкальная школа при Нац. автономном ун-те, Национальный симфонич. оркестр, камерные оркестры и др. Большое значение для муз. жизни М. имеет деятельность муз. департамента, Ин-та изящных иск-в, Муз. ассоциации им. М. Понсе, Общества мексиканских авторов и композиторов. В М. работают Муз. издательство и фирмы, выпускающие грампластинки, выходят журналы "Nuestra mъsica", "Revista del Conservatorio" и др.