(франц. majeur, итал. maggiore, от лат. major — больший; также dur, от лат. durus — твёрдый) — лад, в основе к-рого лежит большое (мажорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия. Структура мажорного лада (C-dur, или до мажор):
(как трезвучие, совпадающее с 4-м, 5-м и 6-м тонами натурального звукоряда, и как лад, построенный на его основе) имеет светлую окраску звучания, противоположную окраске минора, что составляет один из наиболее важных эстетич. контрастов в музыке. М. (собственно "мажорность") может пониматься в расширительном смысле — не как лад определённой структуры, а как ладовая окраска, обусловливаемая наличием звука, отстоящего на большую терцию вверх от осн. тона лада. С этой точки зрения качество мажорности свойственно ещё большой группе ладов: натуральным ионийскому, лидийскому, нек-рым пентатонным (c-d-e-g-a), доминантовому и др.
В нар. музыке родственные М. натуральные лады мажорной окраски существовали, по-видимому, уже в далёком прошлом. Мажорность издавна свойственна и части мелодий проф. светской (в частности, танцевальной) музыки. Глареан в 1547 писал, что ионийский лад — самый употребительный во всех странах Европы и что "за последние... 400 лет этот лад так полюбился церковным певцам, что, увлечённые его притягательной сладостью, они переменили лидийские напевы на ионийские". Один из наиболее ярких примеров раннего мажора — знаменитый англ. "Летний канон" (сер. 13 в.(?)). "Вызревание" М. особенно интенсивно проходило в 16 в. (от танц. музыки до сложных полифонич. жанров). Эпоха функционального М. (и минора) в собственном смысле наступает в европ. музыке с 17 в. Постепенно М. освобождался от интонационных формул старых ладов и с сер. 18 в. приобрёл свой классич. вид (опора на три гл. аккорда — Т, D и S), стал доминирующим типом ладовой структуры. К кон. 19 в. М. отчасти эволюционировал в сторону обогащения недиатонич. элементами и функциональной децентрализации. В совр. музыке М. существует как одна из основных звуковых систем. См. Наклонение.
Ю. И. Холопов.