Советская историческая энциклопедия
1.
(216-276) — основатель религ. учения манихейства. В кон. 30-х гг. 3 в. путешествовал по Ирану, Ср. Азии и Индии, где познакомился с буддизмом, брахманизмом, местными религ. культами. В нач. 40-х гг. выступил в Ктесифоне с проповедью своего учения, к-рое получило широкое распространение в Иране и вначале было поддержано шахом Шапуром I, стремившимся противопоставить его христианству и местным культам. Однако оппозиц. характер учения М., a также усиление зороастрийского жречества послужили причиной гонения на М. Он был вынужден бежать из Ирана. Путешествуя по соседним странам и продолжая свои проповеди, М. снискал многих последователей. Приверженцы М. проникли в Ср. Азию, Египет, Китай и вост. области Рим. империи. В 273 М. вернулся в Иран; в 275 был заключен в тюрьму и вскоре казнен. Известны соч. М. религ.-этич. характера: "Шапуракана", "Живое евангелие", письма ученикам, посмертный сб. произв. "Кефалайя" (найден в Египте). М. писал преим. по-персидски.
=====
Лит. см. при ст. Манихейство.
=====
А. Л. Кац. Ош.
1.
(топоним)
(Mann), Майна, — горная обл. Греции (на Ю. Пелопоннеса). В период тур. господства управлялась беем, избиравшимся из местных, наиболее влиятельных семей и утвержденным Портой. Жители М. платили ежегодно дань. Ввиду труднодоступности горного р-на, М. являлась оплотом антитур. выступлений, сыграла видную роль и в нац.-освободит. восстании1821-29.
=====
Г. Л. Арш. Москва.