Новая философская энциклопедия

МАГИЯ

МАГИЯ (лат. magia, от греч. μαγεία – колдовство, волшебство) – индивидуальные или коллективные действия, призванные сверхъестественным путем повлиять на духов, людей, явления природы, в дополнение к различным видам человеческих практик – хозяйственной, лечебной, созидательной, разрушительной, охранительной, молитвенно-религиозной и т.п. Типология магии формируется по различным основаниям: по антиномии добра и зла (с точки зрения мага или его адепта) – белая магия (хозяйственная, целительная) и черная (порча, наговор, сглаз); по типу результата – созидательно-охранительная и разрушительная (Б.К.Малиновский); по сходству-подобию явлений, связываемых магическими действиями, – гомеопатическая магия и по простому следованию одного явления за другим – контагиозная магия (Дж.Дж.Фрейзер). В основе концепции Фрейзера лежит принцип причинно-следственной связи. Веру в прямое магическое воздействие человека на природный объект (группу природных объектов) Л.Леви-Брюль выводит из чувства партиципации (сопричастности человека природе), особенно присущего первобытному сознанию. При этом взаимодействие всех вещей мира укоренены в магическом мировидении. Оно-то и связует магию с натурфилософскими учениями древних и основаниями «тайных наук» – с «протонаучными» формами знания (см. Оккультизм [ОККУЛЬТИЗМ], Герметизм [ГЕРМЕТИЗМ], Алхимия [АЛХИМИЯ]).

Магия как род деятельности инвариантна, но, вписанная в ту или иную конкретную культуру, она обретает исторически неповторимые черты. Обрядовая по своей природе, она сопровождает культовые действия всех религий, также вписанных в историю соответствующих культур. Окрашивает в неповторимые тона национально-этнические, фольклорно-этнографические, мифологические, литературные и художественные, познавательно-мировоззренческие особенности культур различных народов. Представляется наиболее продуктивной историческая трехзвенная цепь «магия – наука – религия», а в науке следует отметить провоцирующую роль магии в развитии экспериментально-практической составляющей научного знания.

Литература:

1. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979;

2. Thorndike L. History of magic and experimental science, vol. 1–8. N. Y., 1923–58.

В.Л.Рабинович

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте