Большая советская энциклопедия
I
Ма́гдебург (Magdeburg)
округ в ГДР, в южной части Среднеевропейской равнины, частично в горах Гарц. Площадь 11,5 тысяч км2. Население 1,3 млн. человек (1971). Административный центр — город Магдебург. Округ с высокоразвитыми промышленностью и сельское хозяйством. В промышленности и ремесле занято 42,4% экономически активного населения, в сельском и лесном хозяйстве 19,0% (1971). Из отраслей промышленности преобладает тяжёлое машиностроение (до 1/5 продукции его в ГДР); в числе крупнейших предприятий — Магдебургский комбинат тяжёлого машиностроения, завод имени Г. Димитрова и другие в городе Магдебург. Выплавка чугуна (на комбинате «Вест» в Кальбе), производство проката (в Ильзенбурге). Добыча бурого угля и калийных солей (Штасфурт), на базе которых развита химическая промышленность. Широко представлены сахарные, мясо- и овощеконсервные предприятия. К западу от города Магдебург на чернозёмных почвах — крупные посевы пшеницы и сахарной свеклы, а также кормовых культур, промышленное овощеводство, в остальной части — рожь, овёс, картофель. Повсеместно интенсивное молочное животноводство и свиноводство, овцеводство (главным образом в горах Гарц). Судоходство по Эльбе и каналам — Среднегерманскому и другим.
А. И. Мухин.
Магдебург.
II
Ма́гдебург (Magdeburg)
город в ГДР, административный центр округа Магдебург. 271,9 тысячи жителей (1971). Важный узел железных и автомобильных дорог, речной порт на реке Эльба, вблизи пересечения с ней Среднегерманского канала и канала Эльба — Хафель. Один из крупнейших промышленных и торгово-транспортных узлов страны. Крупный центр тяжёлого машиностроения (Магдебургский комбинат тяжёлого машиностроения имени Эрнста Тельмана, заводы имени К. Либкнехта, имени Г. Димитрова и другие); в М. представлены общее машиностроение, производство оборудования для химической, лёгкой, пищевой промышленности, сельскохозяйственных машин; приборостроение; речное судостроение (в пригороде Ротензе). Имеются химическая, пищевая (сахарная, мясная) промышленность. М. — важный культурный центр; медицинская академия, высшая школа тяжелого машиностроения, специальной школы прикладного искусства, водного хозяйства.
М. впервые упоминается в 805. С 968 — центр Магдебургского архиепископства, одного из важнейших опорных пунктов христианизации и германизации полабских и прибалтийских славян. В М. сложилось первое в Европе городское право, так называемое Магдебургское право, которое получило широкое распространение в Центральной и Восточной Европе. Богатое купечество М. играло видную роль в Ганзе (См. Ганза). В 1524 в М. была проведена Реформация. В мае 1631, во время Тридцатилетней войны 1618—48, М. был почти полностью разрушен. Новый расцвет М. относится ко времени бургомистерства в 1646—81 О. Герике. В 1680 М. перешёл во владение бранденбургско-прусских курфюрстов. С 19 века — крупный промышленный центр. В годы 2-й мировой войны 1939—45 в М. действовала нелегальная антифашистская группа, связанная с организацией А. Зефкова. В январе 1945 М. сильно пострадал от налётов англо-американской авиации. После войны вошёл в советскую зону оккупации Германии (до 1949).
Планировка и архитектура. М. рос вокруг двух параллельных улиц и района Старого моста через Эльбу. Раннеготический собор Санкт-Маурициус-унд-Катарина (1209—1520, бронзовые надгробия 12 века, богатая каменная скульптура 13 века, росписи 15 века), романская церковь Либфрауэнкирхе (1064—1160, готические своды — 1220—30). Интенсивно застраивался в 20 веке. По проектам Б. Таута (главный архитектор города в 1921—24) построены жилые комплексы и зал для собраний (1922, совместно с И. Гёдерицем). С 1948 восстанавливается. Ансамбль зданий на площади Централерплац (1954, архитекторы Э. Хинше, И. Крамер и другие), отель «Интернациональ» (1963, архитекторы Х. Шарлипп и другие). Осуществляется проект застройки центра (1969, архитектор Х. Михальк).
Лит.: Neubauer Е., Häuserbuch der Stadt Magdeburg. 1631—1720, Bd 1—2, Magdeburg — Halle/Saale, 1931—1956.
Магдебург. Улица Карл-Маркс штрасе. 1963—65. Арх. Г. Дальхау, Х. Хайнеман, Ф. Якобс. Слева — застройка 1954 (арх. Э. Хинше, И. Крамер и др.).